В этой главе рассматриваются механизмы действия, показания к назначению, фармакокинетика и возможности применения в клинической практике основных антиэпилептических препаратов (АЭП). Описание препаратов расположено в алфавитном порядке. Основные принципы фармакологической терапии эпилепсии, препараты выбора в лечении различных типов приступов и принципы отмены антиэпилептических препаратов рассматриваются в главе 10.
Механизм действия
Антиэпилептическая активность применяемых в настоящее время антиконвуль- сантов обусловлена различными комбинациями механизмов действия.
Действие на натриевые каналы
Для формирования потенциала действия и распространения его по аксону необходим транспорт ионов натрия во внутриклеточную среду через натриевые каналы. Натриевые каналы могут находиться в трех состояниях: (а) состояние покоя (потенциальная возможность осуществления транспорта ионов натрия); (б) активное состояние (происходит транспорт ионов натрия через мембрану); (в) неактивное состояние (транспорт ионов натрия невозможен). После активации часть натриевых каналов на некоторое время переходит в неактивное состояние. При повторных аксональных разрядах в неактивное состояние переходит такое количество натриевых каналов, которое необходимо для прекращения распространения потенциала действия по аксону. Некоторые антиэпилептические препараты стабилизуют натриевые каналы в неактивной форме и предотвращают их возвращение в активное состояние. Это, в свою очередь, препятствует распространению повторных разрядов по аксону. Такие АЭП, как фенитоин и карбамазепин, фелбамат, ламотриджин, топирамат, окскарбазепин, вальпроаты и зонизамид, вызывают дозозависимое уменьшение возбудимости (перевод каналов этого типа в неактивное состояние) вольтаж-зависимых натриевых каналов.
Действие на рецепторы у-аминомасляной кислоты (ГАМК)Д
Соединение у-аминомасляной кислоты (ГАМК) с ГАМК-рецептором (ГАМКд-ре- цептором) облегчает транспорт ионов хлора (CL-) через каналы для ионов хлора (СЬ~-каналы) внутрь клетки. Ионы хлора отрицательно заряжены, поэтому их транспорт во внутриклеточную среду вызывает сдвиг внутриклеточного потенциала от уровня покоя в сторону негативности, затрудняя процесс деполяризации. Некоторые антиэпилептические препараты усиливают ГАМК-опосредованный транспорт ионов хлора, являясь агонистами ГАМКд-рецепторов. На ГАМКд-рецепторах имеются ло- кусы для связывания бензодиазепиновых препаратов и барбитуратов. Активация бензодиазепиновых рецепторов повышает частоту открытия каналов для ионов хлора. Активация барбитуратных рецепторов повышает продолжительность раскрытия хлорных каналов. Действие многих АЭП осуществляется посредством усиления ингибиторных (тормозных) влияний или повышения активности ГАМК. Это достигается за счет прямого действия препаратов в сайте ГАМКД, алостерической модуляции потоков ионов хлора (барбитураты, бензодиазепины и фелбамат), подавления обратного захвата ГАМК в нейронах и клетках глии (тиагабин) или блокирования метаболического распада ГАМК (вигабатрин). Вальпроаты и габапентин повышают синтез и усиливают обмен ГАМК.
Действие на вольтаж-зависимые кальциевые каналы
Ионы кальция (Са2+) положительно заряжены, их транспорт внутрь клетки уменьшает поляризацию мембраны. Т-кальциевые каналы, низкопороговые и быстро инактивирующиеся, играют роль пейсмейкеров нормальной ритмической активности мозга, особенно в таламусе. Т-кальциевые каналы, вероятно, также играют важную роль в формировании пик-волновых разрядов с частотой 3 Гц при абсансах (но не при других типах приступов). Препараты, ингибирующие кальциевые каналы, особенно эффективны в лечении абсансов.
L-, N-, Р-, R- и Q-кальциевые каналы, в отличие от низкопороговых Т-каналов, активируются при высоком напряжении. Мишенью действия леветирацетама, ламотриджина, фенобарбитала, фелбамата и топирамата служат высоковольтажные кальциевые каналы. Габапентин и прегабалин связываются с <х25-субъединицей P/Q-вольтаж-зависимых кальциевых каналов. В результате габапентин и прегабалин уменьшают кальциевые потоки в нервных окончаниях, что приводит к уменьшению высвобождения глутамата, норадреналина и субстанции Р.
Антагонисты рецепторов глутамата
Возбуждение нервной системы человека обусловлено, главным образом, присоединением возбуждающей аминокислоты глутамата к трем типам ионотропных рецепторов глутамата: N-метил-О-аспартат (NMDA), а-амино-З-гидрокси-5-метил- 4-изоксазол пропионат (АМРА) и каинат-рецепторам. Связывание глутамата с этими рецепторами облегчает проведение натрия и кальция внутрь клетки и транспорт ионов калия из клетки. Умейынение негативности потенциала покоя мембраны уменьшает электрическую стабильность клетки. Некоторые антиэпилептические препараты действуют как антагонисты одного или нескольких типов рецепторов глутамата. Фелбамат оказывает двойное действие, блокируя NMDA-рецепторы и усиливая ГАМКергический эффект. Топирамат уменьшает возбудимость не-NMDA (АМРА) и каинатных рецепторов.
Другие механизмы
В последние годы стало известно о существовании еще одной мишени действия АЭП — Н-канал (индуцированный гиперполяризацией, зависимый от циклических нуклеотидов). Н-канал характеризуется высокой проницаемостью для ионов натрия и стабилизирует потенциал мембраны, смещая его в направлении потенциала покоя, препятствуя тенденциям как к гиперполяризации, так и к деполяризации мембраны. Такие АЭП, как ламотриджин и габапентин, оказывают влияние на Н-каналы, усиливая потоки катионов, активированные гиперполяризацией.
Механизм действия леветирацетама в настоящее время не до конца изучен. Однако, известно, что препарат блокирует кальциевые каналы N-типа и препятствует ингибирующему действию негативных алостерических модуляторов цинка и бе- та-карболинов на нейрональные ГАМК- и глицин-зависимые ионные токи в нейронах. Кроме того, препарат связывается с синаптическим протеином (SV2). Однако в настоящее время не известно, каким образом связывание с синаптическим протеином (SV2) приводит к снижению возбудимости (или активации ингибирующих влияний).