Судорожные приступы могут развиваться в рамках различных острых и хронических интоксикаций и метаболических рас­стройств, обозначаемых общим термином энцефалопатия.

Симптоматические общие или локальные судороги различ­ного характера наблюдаются в клинике тяжелых метаболиче­ских расстройств или развиваются под действием физических факторов, т. е. в отличие от эпилепсии они этиологически или ^ситуационно детерминированы. Поражение нервной системы,

V вызывающее судороги, при этом вторично и может быть след­ствием эндо- или экзогенных интоксикаций, гипертермии, нарушений электролитного баланса и других аналогичных факторов. Подобные состояния могут обозначаться как энце­фалопатия соответствующего генеза.

Метаболические энцефалопатии могут наблюдаться при ги­погликемии, гипонатриемии, уремии, печеночной недостаточ­ности, диабете. Их клинические проявления и терапия рас­сматриваются в последующих главах руководства.

Частый вариант острой физиогенной энцефалопатии — по­теря сознания и судороги, развивающиеся при общей гипер­термии, «тепловом ударе». Причиной является потеря натрия при обильном потоотделении, но следует иметь в виду, что пе­регревание организма — фактор, провоцирующий припадки у больных эпилепсией, что выявляется в анамнезе. В этих слу­чаях дополнительно к лечению тепловой энцефалопатии внутривенной инфузией гипертонического и физиологического растворов необходимо немедленное применение антиконвуль- сантов и последующее обследование.

Токсические экзогенные энцефалопатии и судороги наблюда­ются вследствие передозировки лекарственных препаратов с потенциально конвульсогенным побочным эффектом или при повышенной чувствительности к ним, особенно у детей с так называемой «повышенной судорожной готовностью», синдро­мом гипервозбудимости ЦНС.

К препаратам такого рода относятся стрихнин, изониазиды, пенициллины, салуретики, лидокаин и новокаин. Диагностика таких судорожных состояний состоит в констатации развития приступа после назначения этих медикаментов. Повышенная судорожная готовность может быть выявлена с помощью ЭЭГ при обнаружении эпилептиформной активности до начала ле­чения или на фоне приема конвульсогенов.

Судорожный синдром при хронической алкогольной и наркоти­ческой интоксикации. Симптоматические эпилептические при­падки у больных алкоголизмом носят абстинентный характер, развиваются через 12—96 часов после прекращения «запойно­го» употребления алкоголя, нередко сочетаются с алкогольным делирием и не отмечаются вне абстиненции. Прием алкоголя прекращает судороги. Последние на фоне приема алкоголя, особенно парциальные, могут быть признаком органического поражения мозга (опухоли, травматической гематомы, нейро­инфекции, инсульта, субарахноидального кровоизлияния).

Судороги на фоне наркотической интоксикации и при передо­зировке нейролептиков обычно развиваются на фоне изменен­ного или угнетенного сознания и являются опасным симпто­мом возможного перехода в коматозное состояние.

Психогенные (конверсионные) судороги наблюдаются при ис­терическом неврозе и истерической психопатии (специфиче­ском нарушении развития личности по истерическому типу). Иногда по течению припадка и характеру судорожного синд­рома их трудно дифференцировать от эпилептических. Доста­точно характерным отличием является развитие судорог толь­ко в эмоционально напряженной ситуации и в присутствии посторонних лиц, «зрителей», предшествующее аффективное состояние с плачем, выкрикиванием, выражением претензий к окружающим.

Истерические судороги могут сочетаться с принятием вы­чурных, неестественных поз, судороги не соответствуют кате­гориям клонических, тонических или тонико-клонических. При генерализованных судорогах не наблюдается утраты со­знания, что обязательно при генерализованном эпилептиче­ском припадке. Пациенты противодействуют осмотру или по­пыткам помощи. Прекращение приступа после введения анти- конвульсантов не является дифференциально-диагностическим критерием, так как все противоэпилептические препараты яв­ляются одновременно и мощными седативными средствами. Несмотря на приведенные клинические различия, обязатель­но проведение ЭЭГ, особенно при приступах у детей.