В тех случаях, когда больной находится в сознании, сообщает об имеющихся сердечно-сосудистых заболеваниях, которые могут быть причиной инсульта, если развитию инсульта предше­ствуют транзиторные ишемические атаки или инсульт развива­ется внезапно, отсутствуют признаки предшествующей внутри­черепной гипертензии, имеется одноочаговая симптоматика, диагноз инфаркта мозга обычно не вызывает сомнения.

Эпилепсия и развившийся эпилептический припадок, после которого возникли гемипарез, гемианопсия или другие очаго­вые симптомы, могут быть постприпадочным параличом Тодда, который проходит через несколько часов и обусловлен самим припадком. Данная ситуация может осложниться угнетением сознания больного после припадка. Поскольку в большинстве случаев эпилепсия начинается в детско-юношеском возрасте, информация об имевшихся в течение многих лет приступов облегчает дифференциальную диагностику.

Вместе с тем следует иметь в виду, что эпилептический при­падок у больного с факторами риска ОНМК может вызвать инсульт, как ишемический, так и геморрагический, и преходя­щий гемипарез следует рассматривать как транзиторную ише­мическую атаку. Правильной ориентации способствует прове­дение КТ, в случае ОНМК — выявляющая очаг ишемии или ге­моррагии, а также позволяющая исключить опухоль мозга, кровоизлияние в вещество опухоли.

ЭЭГ не имеет существенного дифференциально-диагности­ческого значения, так как после судорожного эпилептическо­го припадка в течение некоторого периода времени энцефало­грамма может не содержать эпилептиформной активности.

Ассоциированная мигрень (приступ), протекающая обычно с односторонним выпадением зрительно-пространственного восприятия, атаксией, парестезиями в лице может быть как проявлением мигрени, так и инсульта, развившегося у больно­го мигренью после мигренозного криза (мигренозный ин­сульт). Для дифференциации необходимо проведение МРТ, лучше MPT-ангиографии, так как типичные клинические про­явления мигрени могут быть следствием врожденного дефек­та сосудов мозга или аневризмы в ВББ.

Алкогольная энцефалопатия Вернике — Корсакова с острым развитием диплопии, мозжечковой атаксии и нарушений вос­приятия и сознания может имитировать ОНМК в ВББ и зад­них отделах полушарий мозга и в мозжечке. В этих случаях правильному установлению диагноза способствуют сведения о злоупотреблении алкоголем, проявлении корсаковского синд­рома, тиаминдефицитной полинейропатии.

Черепно-мозговая травма, не сопровождающаяся повреж­дением мягких тканей головы, протекавшая с нарушением со­знания (ушиб мозга, эпидуральная гематома) и амнезией, также может быть принята за ОНМК при отсутствии анамне­за. Эффективный дифференциальный диагноз в этих случа­ях требует проведения КТ, МРТ, эхоэнцефалоскопии, рентге­нографии черепа.

Метаболические энцефалопатии (гипогликемия, гипергли­кемия, уремия) при резкой декомпенсации биохимических расстройств могут вызывать нарушения сознания и очаговую симптоматику. На фоне гипогликемии нередко развиваются и ОНМК, и в этих случаях диагностика чрезвычайно затруднена, если нет возможности выполнения нейровизуализационных исследований.


[1] Тодд (Todd) Роберт Бентли (1809—1860) — английский врач.