Клиника субарахноидальных кровоизлияний
Кровоизлияние развивается остро, как правило, без каких- либо предвестников. Возникают сильнейшая головная боль, рвота, потеря сознания, возможны утрата сознания и коматозное состояние, особенно тяжелое при аневризмах артерий основания мозга или задней черепной ямки, когда излившаяся кровь может блокировать ликворные пространства, что ведет к острому развитию внутричерепной гипертензии.
По восстановлении сознания возникают светобоязнь, гиперестезия, положителен симптом Бурденко—Крамера (симптом мозжечкового намета) — боль в лобно-затылочно-глазничной области, блефароспазм, резкая болезненность глазных яблок при надавливании. Часто отмечаются корешковые боли, дистальные болезненные парестезии (симптом Вакеза). При осмотре больного определяются ригидность мышц затылка и другие менингеальные симптомы.
При разрыве аневризмы, располагающейся в области от- хождения от ВСА задней соединительной артерии, появляются признаки сдавления глазодвигательного нерва, проходящего в непосредственной близости от указанных сосудов. Этот симптом не является признаком дислокации мозга. Разрыв аневризмы в месте ветвления ВСА и глазной артерии вызывает симптомы поражения зрительных нервов и хиазмы и гомо- латеральную слепоту.
Диагностика
Субарахноидальное кровоизлияние вызывает достаточно яркую и типичную клиническую картину, поэтому его диагностика «по факту» обычно не вызывает затруднений и подтверждается результатами исследования ликвора. Дальнейшая диагностика проводится с целью обнаружения источника кровотечения, т. е., как правило, аневризмы, артериальной или венозной, определения ее локализации и тактики лечения.
Для этого требуется проведение ангиографии в любом доступном варианте — МРТ, КТ-ангиографии или рентгеноконтрастной (наилучший вариант). Обследуются все сосудистые бассейны мозга, так как в 15—20% случаев аневризмы бывают множественными.
Нейровизуализационные методы способствуют также определению размеров гематомы, ее локализации, распространения крови по ликворным пространствам, а также выявлению дислокации мозга и ангиоспазма — типичного и опасного осложнения субарахноидального кровоизлияния. В первые сутки после разрыва аневризмы КТ выявляет скопление крови в су- барахноидальном пространстве у 90% больных.
Примерно с такой же частотой в ликворе обнаруживаются в большом количестве эритроциты, через 4—10 часов после центрифугирования выявляется ксантохромия ликвора вследствие образования свободного гемоглобина.
Лечение
Лечение состоит в предупреждении повторного разрыва аневризмы, предупреждении и устранении ангиоспазма как основного осложнения субарахноидального кровоизлияния, внутричерепной гипертензии и отека мозга, проведении реанимационных мероприятий, если таковые требуются. Далее решается вопрос выбора направления лечения, при этом многое определяется общим состоянием больного и неврологическим синдромом. Для оценки степени тяжести состояния пациента может использоваться шкала Ханта — Хесса (W. Hunt, Т. Hess, 1968):
Степень |
Клинические проявления |
1 |
Умеренная головная боль и легкая ригидность мышц затылка |
II |
Сильная головная боль, выраженная ригидность шеи, поражение черепных нервов |
III |
Фокальный неврологический дефицит, нарушение сознания до уровня сопора |
IV |
Начальная кома, гемипарез или гемиплегия, начальная децеребрационная ригидность |
V |
Глубокая кома, децеребрационная ригидность, мышечная гипотония |
Консервативное лечение составляет самостоятельную задачу или проводится в плане предоперационной подготовки, если по каким-либо причинам срочное проведение хирургического вмешательства невозможно. Поддерживается привычный для больного уровень АД. Снижение его с целью профилактики повторного кровоизлияния нецелесообразно и даже опасно, так как в условиях возможного диффузного артериального спазма угрожает ишемическим повреждением мозга.
Поддерживается водно-электролитный баланс, контролируется содержание глюкозы в крови, имеется в виду, что при суба- рахноидальном кровоизлиянии, как и любых формах ОНМК, может развиться умеренная гипергликемия. Проводится, как и при ГИ, профилактика острого язвенного кровотечения.
Профилактика и лечение вазоспазма. Генерализованный артериолоспазм возникает вследствие влияния на реактивность артерий мозга продуктов гемолиза, проникающих в вещество мозга и периваскулярные пространства. Вазоспазм вызывает гипоксию мозга и сохраняется в течение 1—2 недель. Лечение проводится с использованием антагонистов кальция (нимоди- пин по 60 мг каждые 4 часа в течение 3—4 недель). Гемодилюция (реополиглюкин, 5%-й раствор глюкозы в большом объеме), особенно гиперволемическая, не может применяться вследствие угрозы неконтролируемого повышения АД и возможности повторного кровоизлияния. Исключение составляет возможность использования маннитола.
Какой-либо специфической консервативной терапии ГИ не существует. Альтернативой операции при небольших аневризмах может быть узконаправленная гамма-терапия, которая в 80— 90% случаев вызывает тромбирование и облитерацию аневризм.
Принимая решение о консервативной терапии больного, следует иметь в виду, что 30—40% аневризм в течение месяца после первого субарахноидального кровоизлияния дают повторный разрыв, протекающий, как правило, значительно тяжелее первого.
Хирургическое лечение. Хирургическое лечение является единственно радикальным способом помощи больному. Наиболее оправдано вмешательство в первые сутки после разрыва аневризмы. Это предупреждает повторный разрыв аневризмы, как правило, смертельный, и такие осложнения, как церебральный ангиоспазм и отек мозга. Если по каким-либо причинам такая ранняя операция невозможна, ее выполняют через 1,5—2 недели.
Оперативное вмешательство, независимо от срока, прошедшего до поступления в стационар, показано при I—II степени тяжести состояния больного по шкале Ханта — Хесса. При III степени тяжести решение об операции принимается с учетом локализации аневризмы, объема гематомы, квалификации хирурга.
Артерио-венозные аневризмы консервативно лечатся так же, как и артериальные. Показания к операции менее определенные, чем при артериальных аневризмах. При мальформациях, проявляющихся только эпилептическими припадками и умеренными очаговыми симптомами, без кровотечений, считается оправданной тактика выжидания с симптоматическим лечением. Повторные субарахноидальные кровоизлияния делают хирургическое вмешательство необходимым.
Послеоперационная летальность составляет около 15% (А. Н. Коновалов), что значительно меньше, чем при консервативном лечении, когда летальность составляет 50—60%. Прогноз исхода субарахноидального кровоизлияния (до начала лечения и впоследствии) обобщенно может быть определен по критериям шкалы Всемирной федерации нейрохирургов на основании шкалы тяжести комы Глазго:
Г радация |
Описание |
1 |
Оценка по ШКГ 15 — хороший прогноз |
2 |
Оценка по ШКГ 14-13 без неврологических нарушений — промежуточный прогноз |
3 |
Оценка по ШКГ 14-13 с гемипарезом и афазией — склонность к плохому прогнозу |
4 |
Оценка по ШКГ 12-8 с наличием или отсутствием гемипареза и афазии — плохой прогноз |
5 |
Оценка по ШКГ менее 8 — умирающий больной |
Более детальная и взвешенная оценка тяжести субарахноидального кровоизлияния и других ОНМК может быть дана с использованием Шкалы оценки тяжести инсультов Национального здоровья США, включающей 11 критериев и их многочисленные градации (www.ninds.nih.gov/doctors/NIN_Stroke_Scale. pdf; или www.ninds.nih.gov/doctors/NIN_Stroke_Scale_Booklet.pdf).
Хирургическое лечение неразорвавшихся аневризм. При обнаружении аневризмы у больного вне острого периода субарахноидального кровоизлияния решение об оперативном лечении и его методике принимается с учетом ряда факторов:
- неразорвавшиеся аневризмы ВСА, расположенные в кавернозном синусе и имеющие диаметр менее 5—7 мм, не подлежат оперативному лечению;
- неразорвавшиеся аневризмы размером более 7 мм, расположенные в передней части виллизиева круга, клипируются;
- неразорвавшиеся аневризмы диаметром более 7 мм и расположенные в задней части виллизиева круга подлежат эмболизации.