Посттравматическая эпилепсия (ПЭ)
ПЭ относится к поздним проявлениям ЧМТ. Посттравматическая эпилепсия в 50% случаев возникает после проникающих ранений. Риском развития припадков являются повреждения вблизи моторной коры. Другие факторы риска — вдавленные переломы костей свода черепа, внутричерепные гематомы (удаленные), судороги в остром периоде ЧМТ, эпилепсия в анамнезе. Припадки в большинстве случаев носят парциальный характер и имеют тенденцию к самопроизвольному прекращению в течение нескольких месяцев.
ЭЭГ, выполненная в остром периоде травмы, не имеет прогностического значения, поскольку выявляемые изменения определяются непосредственным повреждением мозга, фокальным отеком и внутричерепной гипертензией. Наличие припадков в остром периоде травмы требует повторения ЭЭГ в динамике.
При появлении в восстановительном периоде травмы эпилептических припадков, очаговых симптомов или усугублении имевшегося посттравматического очагового дефицита необходимо проведение КТ или МРТ для исключения хронической субдуральной гематомы, абсцесса мозга, особенно пациентам, которым в остром периоде травмы это обследование не проводилось.
Выбор препарата для длительного применения и продолжительность терапии определяется формой и частотой припадков, динамикой ЭЭГ на фоне лечения, возрастом больных и другими клиническими факторами.
Последствия черепно-мозговой травмы у детей
Формирование гипертензионно-гидроцефалъного синдрома (ГГС) является наиболее частым последствием СГМ (до 40% наблюдений). Клинически ГГС выражается в длительном сохранении в остром периоде или появлении через 1—3 месяца цефалгии, наиболее выраженной в утренние часы, сопровождающейся головокружением, тошнотой, раздражительностью, свето- и звукобоязнью. Признаки гидроцефалии той или иной степени выраженности выявляются на КТ или МРТ головного мозга в пределах 2—12 месяцев.
Прогрессирующая вегетативная недостаточность (ПВН) наблюдается с частотой до 30% и проявляется отсутствовавшей до СГМ астенизацией, быстрой утомляемостью, головными болями напряжения, тахикардией, лабильностью артериального давления, нейрогенными обмороками, снижением внимания и памяти.
Эпилептизация функционального состояния мозга (ЭМ) наблюдается у 15% детей, перенесших ЧМТ. ЭМ проявляется эмоциональной лабильностью, раздражительностью, снижением памяти и успеваемости, сноговорением, снохождением, в части наблюдений — синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, которого до СГМ не наблюдалось.
Изменения электрической активности мозга имеют место во всех наблюдениях. На ЭЭГ отмечаются явления гиперсинхронизации, чаще в виде пароксизмальной медленной и (или) эпилептиформной активности. Признаки ЭМ наиболее часто обнаруживались уже в первый месяц после СГМ, реже — в течение последующих 2—3 месяцев.