Эпидемиология. Заболевание вызывает идентифицирован­ный вирус, переносчиком которого являются иксодовые кле­щи. Ареал распространения их в России — Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Поволжье. Пик заболеваемости при­ходится на позднюю весну и лето, когда популяция переносчи­ка болезни достигает максимума. Пути заражения — через укус клеща, гематогенный и при употреблении молока от заражен­ных животных. Инкубационный период составляет до 20 дней, в зависимости от пути заражения.

Заболевание, как правило, начинается остро, с симптомов поражения нервной системы, что обусловлено высокой нейротропностью вируса. Внезапно повышается температура «двух­волновой кривой» между 2 и 5 сутками болезни. Сопутствующие неврологическим синдромам соматические расстройства (ката­ральные явления, боли в животе, диспепсия) не превалируют по выраженности над симптомами поражения нервной системы.

Клинических форм выделяется несколько, хотя ни одна из них практически не наблюдается изолированно: полиэнцефаломиелитическая; полиомиелитическая; менингеалъная; менингоэнцефалитическая; энцефалитическая; полирадикулоневритическая. Все формы могут принимать как тяжелый, так и неявный характер.

Полиэнцефаломиелитическая форма наблюдается наиболее часто. Она характеризуется развитием на 2—4 день болезни пе­риферических параличей, преимущественно мышц шеи и верх­него плечевого пояса. Распространение воспалительного про­цесса на ствол мозга вызывает бульбарные и глазодвигательные расстройства, с возможным нарушением сознания и витальных функций.

Менингеалъная форма протекает по типу обычного серозного менингита. Особенность составляет значительное повышение ликворного давления и лимфоцитарно-нейтрофильный плео­цитоз, не превышающий 300 клеток/мкл.

Энцефалитическая форма характеризуется сочетанием обще­мозговых и очаговых симптомов. Общемозговые симптомы включают нарушения сознания, как по типу его угнетения, так и с психотическими явлениями, эпилептические припадки. Очаговые симптомы могут быть стволовыми, подкорковыми, капсулярными и полушарными. Очаговая симптоматика час­то носит асимметричную выраженность.

Полирадикулоневритическая форма состоит в сочетании по­линеврита и болевого синдрома, обусловленного вовлечением в воспаление спинномозговых корешков. При тяжелом тече­нии могут развиться явления восходящей миелопатии.

Клиническое течение при полиомиелитической и энцефали- тической формах энцефалита иногда хроническое, обусловлен­ное длительной персистенцией вируса в ЦНС. Наиболее час­тым вариантом хронической энцефалитической формы явля­ется Кожевниковская[1] эпилепсия (постоянная парциальная миоклоническая эпилепсия). При ней возникает постоянный односторонний миоклонический гиперкинез, наиболее выра­женный в руке и при усилении распространяющийся и на ногу. Эпизодически развиваются гемиконвульсивные или вторично- генерализованные судорожные припадки.

Хроническая полиомиелитическая форма характеризуется со­хранением вялых парезов мышц шеи и конечностей, с возмож­ным их нарастанием и вовлечением новых групп мышц.

Летальность в остром периоде заболевания может достигать 20—25%. Она наиболее высока при энцефалитической и поли­омиелитической формах.

Диагностика проводится на основании эпидемиологиче­ских данных, реакций связывания комплемента и торможения гемоагглютинации, однако они становятся положительными только на 2—3 неделях от начала заболевания. С 3—5 недели оп­ределяется нарастающий титр антител.


[1] Кожевников Алексей Яковлевич (1836—1902) — основоположник мос­ковской школы отечественной неврологии. Основал первую в России ка­федру неврологии и психиатрии Московского университета (1869).