Синдром Гийена - Барре[1] (Острая демиелинизирующая полинейропатия)
Этиология заболевания остается неустановленной. Наиболее часто развитие симптомов полинейропатии наблюдается через 1—3 недели после перенесенного вирусного или желудочно-кишечного заболевания, вакцинации или хирургического вмешательства. В США у 75% больных выявляются предшествующая инфекция Campylobacter jejuni и положительные серологические реакции к ней.
Патогенез заболевания обусловлен образованием антител к миелину. Возникает воспалительная демиелинизирующая по- лирадикулоневропатия и первичная аксональная нейропатия.
Клиническое течение. В начале заболевания появляются боли и парестезии в дистальных отделах конечностей, сменяющиеся чувством онемения и восходящими вялыми параличами мышц. Выраженность параличей и распространение их на все более обширные мышечные группы нарастают, иногда медленно, в течение 1—2 недель, в других случаях — очень быстро, за несколько суток приводя к тетрапарезу или тетраплегии. Характерна гипо- и арефлексия.
Могут развиваться расстройства глотания и дыхания, обусловленные поражением бульбарной группы черепных нервов и параличом мышц глотки, диафрагмы, межреберной мускулатуры, что требует перевода больных на ИВЛ (10—20% случаев).
В ликворе к концу первой — началу второй недели заболевания повышается содержание белка с максимумом на 4—6 неделе. ЭНМГ выявляет (иногда только через несколько дней после появления симптоматики полинейропатии) признаки демиелинизации и аксональной дегенерации.
При благоприятном исходе восстановление мышечной силы и трофики мышц происходит длительно, на протяжении многих месяцев, а иногда и лет. Наряду с этим нередко встречаются легкие формы заболевания, с появлением дистальной полинейропатии и дистальных парезов и их редуцированием до полного исчезновения в течение 1—2 недель.
Лечение в первые две недели от начала заболевания основывается на применении плазмафереза (2—4 сеанса) или внутривенном введении иммуноглобулина. Эффективность этих методов примерно одинакова. Сочетание указанных методов не дает большей эффективности, чем их раздельное применение. Кортикостероиды, ранее считавшиеся основным методом лечения, в настоящее время не применяются, за исключением случаев отсутствия иммуноглобулина.
Синдром хронической усталости
Первые клинические исследования и описания проявлений СХУ относятся к 1984—1988 годам, тогда же был предложен и термин. Синдром как самостоятельное заболевание был включен в отчеты Центра по контролю заболеваний (Атланта, США).
Изучение СХУ выявило высокую распространенность заболевания — до 100—250 случаев на 100 тыс. населения.
В начале изучения проблемы СХУ рассматривался как синоним диагнозов «астенический синдром», «астено-невроти- ческий синдром», или «неврастения», и была выдвинута теория психосоматического происхождения синдрома. По мере накопления клинических и лабораторных данных большинством авторов, но не всеми, была признана нозологическая самостоятельность заболевания и его связь с вирусными инфекциями.
В руководстве под редакцией В. И. Покровского (2007) СХУ рассматривается наряду с другими вирусными инфекциями с прогредиентным течением. Отмечается, в большинстве случаев, развитие симптомов СХУ после перенесенного вирусного заболевания в сочетании с психотравмирующими ситуациями. Вместе с тем существует и теория двойственности природы СХУ, согласно которой кроме инфекционного генеза синдрома он рассматривается и как психосоматическое заболевание.
У большинства больных обнаруживаются антитела к различным вирусам, прежде всего вирусу Эпштейна — Барр, а также к вирусам простого герпеса, вируса Коксаки, гепатита С, ретровируса, ДНК вируса Эпштейна — Барр и простого герпеса. Остается неясным, является ли СХУ следствием или осложнением вирусной инфекции или последняя возникает вследствие свойственной синдрому иммунодепрессии.
Клиническое течение СХУ отличается от психосоматических заболеваний такими симптомами, как увеличение и болезненность лимфоузлов, субфебрилитет, фибромиалгии. Дополнительными патогенными факторами СХУ являются ожирение, дефицит микронутриентов, неблагоприятные климатические условия.
Разработаны общепризнанные критерии диагностики СХУ. Симптомы подразделяются на основные и «малые». Для установления диагноза СХУ необходимо обнаружение двух из четырех основных и восьми из одиннадцати «малых» симптомов. Диагностика на основании указанных симптомов носит предварительный характер и требует лабораторного уточнения.
Основные симптомы:
- приступы изнуряющей слабости;
- усталость, не проходящая после отдыха;
- снижение работоспособности в течение 6 месяцев;
- отсутствие видимых причин усталости.
«Малые» симптомы:
- прогрессирующая или продолжительная усталость;
- периодический или постоянный субфебрилитет;
- частая боль в горле без признаков воспаления;
- болезненность лимфоузлов;
- мышечная слабость;
- миалгии;
- расстройства сна;
- частые головные боли;
- мигрирующие артралгии;
- гиперсенситивность;
- снижение умственной работоспособности.
Лечение. Лечение при СХУ проводится с учетом наличия или отсутствия иммунодефицита. Могут использовать небольшие дозы кортикостероидов короткими (1—2 недели) курсами. Положительный эффект отмечен после длительных курсов ноотропов и препаратов аминокислот. Прочее лечение носит симптоматический характер, при обязательном применении антидепрессантов, снимающих неврозоподобные проявления.
[1] Барре (Вагге) Жан Александр (1880-1967) — французский невролог; Гийен (GuiHain) Жорж Шарль (1876-1961) — французский невролог.