Постановка желудочного зонда. Если у новорожденного имеет место патология желудочно-кишечного тракта (например, ост­рая кишечная непроходимость, диафрагмальная хрыжа) или при проведении респираторной терапии с созданием положитель­ного давления в дыхательных путях через носовые канюли либо лицевую маску необходима установка назо- или орогастрального зонда (см. пункт VI, Б).

Контроль температуры и жидкостного баланса. Особое внима­ние во время транспортировки уделяется мониторингу и кор­рекции температуры и водного баланса пациента, особенно при наличии у него открытых повреждений (например, миеломе- нингоцеле или омфалоцеле). С целью предупреждения избы­точной потери тепла организмом область повреждения должна быть изолирована и накрыта сухой или влажной защитной по­вязкой.

Психологическая поддержка семьи. Необходимо в доступной форме рассказать родителям об имеющейся патологии ново­рожденного и о сроках предполагаемого лечения в ОРИТН и в стационаре. Перед транспортировкой (а желательно и во время нее) и госпитализацией родители должны иметь возможность увидеть и прикоснуться к младенцу. По прибытии в ОРИТН врачу-реаниматологу отделения следует поговорить с родствен­никами малыша. Как уже было сказано, необходимо обеспе­чить контакт родителей с новорожденным с помощью фотока­меры.

Оценка качества транспортировки. При любом виде транспорти­ровки должна быть система оценки, чтобы фиксировать состояние новорожденного «до» и «после». Например показатели жизненно важных функций и уровень глюкозы крови оцениваются в стацио­наре, из которого забирают ребенка непосредственно перед поезд­кой и в отделении интенсивной терапии сразу после поступления. Эта система оценки обеспечивает качественный контроль транс­портировки и полезна для обучения, так как можно ретроспектив­но критически оценить каждую ситуацию. Кромен того важными показателями работы бригады являются время реагирования, удовлетворенность госпиталей, способность справляться со слож­ными транспортировками, своевременное усовершенствование, аккредитация бригады, следование медицинским протоколам и многое другое, как гарантия качества и безопасности.Повышение квалификации медицинского персонала. Крайне важно регулярно проводить сертификацию и курсы повышения квали­фикации группы экстренного реагирования (реанимационных бригад). Необходимо совершенствовать медицинские протоколы в рамках контроля качества и повышения качества транспортировки.
Воздушный транспорт. Важнейшим фактором, влияющем на вы­бор вида транспорта, является безопасность команды и пациента. Каждый регион разрабатывает протоколы выбора наземного или воздушного транспорта на основании расстояния транспортиров­ки, времени суток, своей географии, погодных условий, располо­жения мест посадки и тяжести состояния больного.

Руководящие принципы обеспечения безопасности. Безуслов­но, особая безопасность должная быть обеспечена и разработа­на в отношении воздушных перевозок. Решения, касающиеся безопасности полетов, должны быть приняты в зависимости от погодных условий и других условий полета и при этом не ока­зывать влияния на состояние пациента. Летчик должен быть ознакомлен с местностью, над которой совершается полет, и с зоной посадки. Посадка и высадка пассажиров не должны осу­ществляться до завершения полного осмотра летающего сред­ства инженерами.

Дисбаризм (аэроэмболия, декомпрессионная болезнь). При по­лете в вертолете и самолете может развиться дисбаризм, или де­компрессионная болезнь. Заболевание возникает в результате резкого перехода от повышенного барометрического давления к нормальному или от нормального давления к пониженному и вызывается аэроэмболами, образующимися вследствие перена­сыщения крови и тканей газами (преимущественно азотом). Поэтому при авиаперевозках требуется обеспечить новорож­денного повышенной концентрацией вдыхаемого кислорода. Воздух, содержащейся в полости грудной клетки или кишеч­ника, расширяется и может привести к значительному сдавле­нию легких. До взлета необходимо сдуть манжету эндотрахеальной трубки и катетеров* Примечание: мри изменении силы тяжести показатели давления варьируют. Особо значительные колебания его показателей отмечаются при наборе высоты и при снижении, однако это не должно служить поводом для тре­воги.