Постановка желудочного зонда. Если у новорожденного имеет место патология желудочно-кишечного тракта (например, острая кишечная непроходимость, диафрагмальная хрыжа) или при проведении респираторной терапии с созданием положительного давления в дыхательных путях через носовые канюли либо лицевую маску необходима установка назо- или орогастрального зонда (см. пункт VI, Б).
Контроль температуры и жидкостного баланса. Особое внимание во время транспортировки уделяется мониторингу и коррекции температуры и водного баланса пациента, особенно при наличии у него открытых повреждений (например, миеломе- нингоцеле или омфалоцеле). С целью предупреждения избыточной потери тепла организмом область повреждения должна быть изолирована и накрыта сухой или влажной защитной повязкой.
Психологическая поддержка семьи. Необходимо в доступной форме рассказать родителям об имеющейся патологии новорожденного и о сроках предполагаемого лечения в ОРИТН и в стационаре. Перед транспортировкой (а желательно и во время нее) и госпитализацией родители должны иметь возможность увидеть и прикоснуться к младенцу. По прибытии в ОРИТН врачу-реаниматологу отделения следует поговорить с родственниками малыша. Как уже было сказано, необходимо обеспечить контакт родителей с новорожденным с помощью фотокамеры.
Оценка качества транспортировки. При любом виде транспортировки должна быть система оценки, чтобы фиксировать состояние новорожденного «до» и «после». Например показатели жизненно важных функций и уровень глюкозы крови оцениваются в стационаре, из которого забирают ребенка непосредственно перед поездкой и в отделении интенсивной терапии сразу после поступления. Эта система оценки обеспечивает качественный контроль транспортировки и полезна для обучения, так как можно ретроспективно критически оценить каждую ситуацию. Кромен того важными показателями работы бригады являются время реагирования, удовлетворенность госпиталей, способность справляться со сложными транспортировками, своевременное усовершенствование, аккредитация бригады, следование медицинским протоколам и многое другое, как гарантия качества и безопасности.Повышение квалификации медицинского персонала. Крайне важно регулярно проводить сертификацию и курсы повышения квалификации группы экстренного реагирования (реанимационных бригад). Необходимо совершенствовать медицинские протоколы в рамках контроля качества и повышения качества транспортировки.
Воздушный транспорт. Важнейшим фактором, влияющем на выбор вида транспорта, является безопасность команды и пациента. Каждый регион разрабатывает протоколы выбора наземного или воздушного транспорта на основании расстояния транспортировки, времени суток, своей географии, погодных условий, расположения мест посадки и тяжести состояния больного.
Руководящие принципы обеспечения безопасности. Безусловно, особая безопасность должная быть обеспечена и разработана в отношении воздушных перевозок. Решения, касающиеся безопасности полетов, должны быть приняты в зависимости от погодных условий и других условий полета и при этом не оказывать влияния на состояние пациента. Летчик должен быть ознакомлен с местностью, над которой совершается полет, и с зоной посадки. Посадка и высадка пассажиров не должны осуществляться до завершения полного осмотра летающего средства инженерами.
Дисбаризм (аэроэмболия, декомпрессионная болезнь). При полете в вертолете и самолете может развиться дисбаризм, или декомпрессионная болезнь. Заболевание возникает в результате резкого перехода от повышенного барометрического давления к нормальному или от нормального давления к пониженному и вызывается аэроэмболами, образующимися вследствие перенасыщения крови и тканей газами (преимущественно азотом). Поэтому при авиаперевозках требуется обеспечить новорожденного повышенной концентрацией вдыхаемого кислорода. Воздух, содержащейся в полости грудной клетки или кишечника, расширяется и может привести к значительному сдавлению легких. До взлета необходимо сдуть манжету эндотрахеальной трубки и катетеров* Примечание: мри изменении силы тяжести показатели давления варьируют. Особо значительные колебания его показателей отмечаются при наборе высоты и при снижении, однако это не должно служить поводом для тревоги.