Б. Артериальное давление. В отделениях интенсивной терапии новорожденных младенцам проводится постоянный мониторинг артериального давления. Гипертензия является наиболее плохим прогностическим признаком.
Расстройства дыхания
Хронические заболевания легких. Младенцы с наличием хронических заболеваний легких подвержены развитию сопутствующей патологии, респираторных инфекций, реактивных заболеваний дыхательных путей, отставанию в росте, необходимости повторной госпитализации, нейросенсор- ной инвалидизации. Данной группе пациентов необходимо наладить дополнительную подачу кислорода, проведение постоянного мониторинга, введение диуретиков и других необходимых лекарственных препаратов. После выписки из стационара требуется наблюдение профильными специалистами. Особенно важно уберечь эту категорию младенцев от пассивного курения и по мере их взросления предупредить о необходимости категорического отказа от курения.
Г. Слух. Слух имеет важное значение для овладения языком. На самых ранних этапах жизни новорожденного необходимо провести диагностику нарушений слуха. Все новорожденные должны быть обследованы врачом (например, методом слуховых вызванных потенциалов и переходной вызванной отоакустической эмиссии). Младенцы с выявленными нарушениями нуждаются в консультации аудиолога (сурдолога), поскольку в настоящее время возможна коррекция практически всех нарушений слуха с помощью слуховых аппаратов, кохлеарной имплантации и других новейших методик лечения. Младенцы с наличием в анамнезе врожденных перинатальных нарушений слуха (например, на фоне инфекционных процессов), врожденных пороков развития головы и шеи, дыхательной недостаточности (например, стойкой легочной гипертензии новорожденных), хронического отита требуют полного обследования специалистом.
Д. Зрение. Ретинопатия недоношенных — заболевание глаз, возникающее вследствие нарушения развития сетчатки (светочувствительной области глаза) у недоношенных малышей. Заболевание может привести к полной потере зрения. Офтальмоскопическое обследование должно выполняться квалифицированным детским врачом-офтальмологом всем младенцам, родившимся до срока 28-32 недели беременности. Младенцы, рожденные на сроке гестации 30-32 недели с массой тела < 500 г или рожденные после 30 недель беременности в нестабильном состоянии, также требуют проведения динамического наблюдения офтальмологом до момента, пока их сетчатка полностью васкуляризируется. Младенцы с признаками врожденной инфекции, врожденных аномалий, неонатальной энцефалопатии также нуждаются в проведении офтальмологического обследования. Всем малышам с высоким риском развития инвалидности требуется определение остроты зрения в возрасте 1-5 лет (см. гл. 84).
Е. Речь и моторные навыки. Формирование речи — одна из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. Прогресс развития ребенка оценивается при регулярном посещении специалистов в клинике. Дети со стойкой задержкой развития, диссоциацией мышления и какими-либо другими отклонениями в развитии требуют наблюдения педиатром, неврологом, а в ряде случаев и многопрофильной команды с целью проведения дальнейшей оценки развития нервной системы ребенка.
- Задержка в развитии — отклонения по сравнению с возрастными нормами.
- Диссоциация. Говоря о диссоциации развития психики, имеют в виду неравномерность развития, когда какие-либо знания и умения ребенка могут быть развиты больше, чем должно быть в его возрасте, но при этом другие знания и умения недостаточно развиты. О диссоциации речь идет в том случае, когда интеллект ребенка соответствует норме при задержке развития личности. Может являться признаком инвалидности.
- Девиантность. Девиантность — поведение, не совпадающее с социальными нормами, принятыми в обществе, предосудительное и недопустимое. Как правило, является следствием дисфункции головного мозга.
Ж. Скрининг и тесты уровня развития ребека. В настоящее время разработано множество стандартизированных скрининговых тестов. Многие из них легко проводятся любыми специалистами.
Неврологическое развитие представляет собой динамический процесс, соответствующий для определенного возраста. Эксперт должен знать типичные стадии развития каждой возрастной группы и уметь выявлять отклонения от нормы. Например, у недоношенных младенцев наблюдается гипотонический тонус при рождении и дальнейшее развитие сгибателей происходит в каудоцефальном направлении. У доношенных новорожденных наблюдается гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей. Гипертонус сгибателей является проявлением подавления высших корковых функций в течение нескольких месяцев после срочных родов (т. е. гестационного срока 40 недель).Обследование нервной системы
б. Мышечный тонус в конечностях
в. Мышечный тонус осевых структур (шеи и туловища)
г. Глубокие сухожильные рефлексы
д. Патологические рефлексы (например, рефлекс Бабин- ского)
е. Примитивные рефлексы (например, Моро или асимметричный тонический рефлекс шеи)
ж. Постуральные реакции (например, тесты на равновесие, держание головы)
Нейромоторные нарушения.
а. Гипотонус (системный или осевой возрастной гипотонус) является общим симптомов у недоношенных младенцев и детей с хроническими заболеваниями легких.
б. Гипертонус является наиболее распространенным явлением в области лодыжек и голеней. Стойкий гипертонус (особенно разгибателей) и гиперрефлексия указывают на спастичность.
в. Асимметрия функций, тонуса, поз и рефлексов. Следует осмотреть полностью все тело ребенка.
г. Гипертонус шеи, туловища и гипертонус разгибателей нижних конечностей; ретракция плеча исследуется в обязательном порядке в положении младенца лежа и сидя.
д. Непроизвольные движения, гримасы, плохая координация движений — указывают на наличие у пациента экстрапирамидных нарушений.
е. Проблемы с питанием. При нарушении моторных рефлексов необходимо установить назогастральный зонд для энтерального кормления.
И. Когнитивное развитие. Речь и визуальное внимание служат хорошими ранними предикторами познания. С семьей ребенка необходимо провести беседу о необходимости разговаривать с ребенком, читать книги и идентифицировать объекты по названию. Оценка когнитивных нарушений у младенцев может быть трудной, у детей в возрасте 1-3 лет и дошкольного возраста для выявления данной патологии нейропсихологи проводят различные тесты. В настоящее время появилась возможность количественного определения когнитивных функций детей школьного возраста с использованием тестовых компьютерных систем, в режиме заинтересованной игры, с возможностью объективной оценки многих составляющих интеллектуально-мнестической сферы детей. Осмотр аудиологом проводится в возрасте 6-12 месяцев.
- Устранение последствий недоношенности. В большинстве случаев к возрасту 1-2 лет наблюдается полное соответствие возрасту детей, родившихся недоношенными. Чем старше ребенок, тем менее выражены признаки отставания в развитии, связанные с недоношенностью. В течение первых пяти лет жизни может наблюдаться незначительное отставание (в 3 месяца) по сравнению с доношенными детьми. Выявление когнитивных нарушений и их коррекция у детей, родившихся недоношенными, чрезвычайно важна в возрасте до 8 лет.
- Многопрофильная оценка. Наличие даже одного признака патологии служит показанием для проведения оценки и других функций. Повреждения головного мозга редко являются фокальными, чаще клиническая картина размыта. Проведение междисциплинарной оценки помогает клиницистам не только выявить патологию, но и разработать стратегии лечения.