Терапия образа жизни. Многие методы альтернативной терапии в неонатальном периоде касаются образа жизни. Чаще данные мето­дики проводятся в отделение интенсивной терапии с помощью по­пыток создания среды, максимально схожей с внутриутробной.

Исследования показывают, что окружающая среда оказывает на новорожденного важное влияние, в том числе на сенсорное раз­витие, развитие нервной системы и поведенческих реакций.

А.  Забота и уход включают много мероприятий на уровне как макро-, так и микроокружения младенца. В настоящее время разработано и активно функционирует множество новых под­разделений с необходимыми экологическими условиями: уро­вень шума, освещенность, организация медицинской помощи, помощь и контакт с семьей малыша.

  •  Шум. Неблагоприятные окружающие звуковые раздражи­тели являются предметом существенной озабоченности ме­дицинского персонала. Уровень шума как в самом реанима­ционном блоке так и в инкубаторе должен быть сведен к ми­нимальному. Одним из недостатков инкубаторов является уровень шума, приближенный к 77 децибелам. Таким обра­зом, вестибулярный стимул внутри инкубатора заметно от­личается от внутриутробной акустики или звуков успокаи­вающей музыки. Шум в отделение интенсивной терапии может вызвать крайне негативные воздействия, в том числе стресс. Снизить действие шума окружающей среды позво­ляют беруши и, так называемые, звуковые акустические маскировки (музыка). Звукоизоляция крайне важна для нормального развития младенца. Даже взрослый медицин­ский персонал, работающий в отделении интенсивной тера­пии, подвергается стрессу от постоянных звуков сигналов тревоги и никогда не может уснуть в отделении. Что уж го­ворить о новорожденном...
  •  Свет. Регулирование освещенности в отделение интенсив­ной терапии новорожденных также важная задача. Посто­янное воздействие света может привести к дестабилизации состояния ребенка. В настоящее время разработаны или мо­дифицированы принципы регулирования света, направлен­ные на поддержку развития зрения в течение времени суток ночь/день. Проводимые процедуры включают применение повязок для глаз или покрывал на инкубаторы, помогаю­щих оградить новорожденных в инкубаторах от прямого воздействия света.
  •  Организация ухода. Разработка конкретных планов ухода помогает минимизировать негативные воздействия от про­водимой интенсивной терапии. Речь идет от выборе положе­ния тела новорожденного, обработке кожных покровов и других процедурах ухода за ребенком. Все это позволяет снизить потерю энергии и создать оптимальные условия для развития и созревания нервной системы. Сегодня требуется проведение инструктирующих бесед и обучение членов семьи для обеспечения сознательного ухода за своими детьми.
  •  Участие семьи. При лечении различной патологии доста­точно часто используются ДиАМ. Крайне важно достичь доброжелательных отношений между родителями и ново­рожденным ребенком, врачом и членами семьи пациента. В течение многих лет родители даже не представляли необ­ходимую схему поведения и важность своего участия при наличии в семье недоношенного младенца и при уходе за больным ребенком. Преимуществом дополнительной тера­пии является поощрение раннего участия членов семьи, по­ощрение родителей новорожденного при уходе за ребенком и информирование их по всем интересующим вопросам. Многие специалисты, которые не так давно негативно отно­сились к методам дополнительной терапии, сегодня по-дру­гому смотрят на имеющиеся методики. Родители, как пра­вило, вносят значительный вклад в лечение младенцев в ОРИТН и должны быть допущены к малышу в любое время.

Родители, безусловно, максимально четко реагируют на любые эмоциональные проявления ребенка. Например, часто при плаче ребенка медицинские работники лишь говорят: «Значит, у малыша хорошие легкие!» и часто вовсе не реа­гируют на крик. Родители же создают благоприятную окру­жающую среду, обеспечивают чувство безопасности и дове­рия гораздо большее, чем любой профессиональный врач. Поэтому, когда родители слышат в ОРИТН, что они не мо­гут прикасаться к своему ребенку, они чувствуют себя отодвинутыми от процесса лечения и сконфуженными. В связи с этим родители должны быть осведомлены о небе­зопасности чрезмерного внешнего воздействия на их ребен­ка — надо, чтобы кто-то из персонала объяснил им, как ограничивать до необходимого объема эти воздействия, пока их малыш настолько уязвим. Родители должны на­учиться понимать состояния, в которых может находиться ребенок, и понимать, как новорожденный проявляет их. Основные состояния — это сон, бодрствование, промежу­точные состояния, активное поведение, плач. Все эти состо­яния можно оценить, только понимая жесты ребенка, та­кие как движения пальчиков, сжатие ручки в кулачок, из­гиб тела, или более типичное поведение, как гуление, лепет и недовольство с нахмуренным лицом. Понимание этих со­стояний изменяет представление о новорожденном, как о пассивном организме и переводит в разряд активного парт­нера. Родители могут видеть отклик со стороны ребенка в ответ на их действия, а это залог человеческих отношений.

В результате понимания поведения недоношенных детей изменилась привычная обстановка в отделениях реанима­ции и интенсивной терапии новорожденных. Выхаживание недоношенных детей теперь основывается на совместных с родителями усилиях, которые важны для нервнопсихического развития ребенка. Программа индивидуального раз­вивающего ухода за новорожденными очень активно вы­ступает за осознание важности контакта с ребенком как основы его развития. Она привела к позитивным результа­там, возможно, благодаря уменьшению подавления деятель­ности центральной нервной системы в ходе излишних воздей­ствий на недоношенного новорожденного в наиболее уязви­мый период развития головного мозга.

Метод «кенгуру» (МК) представляется привлекательной альтернативой традиционным вмешательствам при осущест­влении ухода за маловесными детьми в условиях ограничен­ных ресурсов. Однако доказательства, предоставляемые этим обзором, недостаточны, чтобы рекомендовать применение та­кого подхода в широких масштабах. Как правило, использу­ется для усиления связи и привязанности между младенцем и родителем. МК был первоначально разработан для различных целей. Недоношенные младенцы в роддомах Боготы (Колум­бия) умирали от развития инфекционного процесса, вызван­ного перекрестным загрязнением, источником которого явля­лись общие домашние кровати и предметы детской комнаты. В конце 1970-х гг. колумбийские врачи решили попробовать что-то новое: оставлять матерей в роддоме и размещать их младенцев в инкубаторах для детей рядом с ними до тех пор, пока состояние новорожденных не позволит выписаться домой. При этом отмечалось значительное снижение уровня младенческой смертности, снижение развития инфекцион­ных процессов, апноэ, брадикардии, усиление лактации и, что самое интересное, значительно снизилось количество бро­шенных в роддоме младенцев. При желании матери оставить своего малыша в роддоме также показано применение данно­го метода.

С целью выявления количества применения МК Энглер (Engler и др). провели опрос 1133 врачей, работающих в ОРИТН США. Было выявлено, что 82% докторов активно рекомендуют и применяют в практической деятельности метод «кожа-к-коже». Как и у многих методик альтерна­тивной медицины, у МК имеются значительные сложнос­ти в его внедрении при уходе за новорожденными. Что каса­ется медицинского персонала ОРИТН — исследования по­казывают, что при использовании МК медсестры со стажем пять и более лет становятся более участливыми в судьбе вверенных им младенцев, в то время как медсестры с мень­шим опытом работы менее восприимчивы к высшей степе­ни участия.

Когда родитель держит ребенка и прикасается к его коже, отмечается улучшение самостоятельного дыхания младенца, учащается частота сердечных сокращении и их тон. Кроме того, доказано, что при применении МК возникает мепыпос количество оиилодов апноэ, стабилизируется сон (удваиваются периоды регулярного сна без крика). Различ­ные положения тела, достижимые при МК, существенно влияют на опорожнение желудка и желудочно-пищевод­ный рефлюке. Имеющиеся доказательства положительного использования MIC требуют расширить клинические ис­следования в отношении его применения у крайне незре­лых младенцев, новорожденных, находящихся в неста­бильном состоянии и с проведением искусственной венти­ляции легких.

Co-bedding-. Совместный сон новорожденных двойняшек представляет собой вид поддерживающей терапии. Прове­денное исследование показало, что у детей, спящих совмест­но (на одной кровати) в отличие от контрольной группы наблюдаются положительные темпы роста и веса, увеличе­ние окружности головы. Различий в развитии инфекции в обеих группах выявлено не было. В настоящее время иссле­дования в данной области продолжаются. Рассматриваются вопросы успокоения, моторного развития, развития проприоцептивной стимуляции и усиления роста малыша, спя­щего в одной кровати с матерью.

Ароматерапия

Сегодня существуют всего несколько на­учных статей, рассматривающих вопрос проведения арома- терапии при лечении недоношенных новорожденных. Наи­более яркими оказались выводы исследования, проведенно­го во Франции в 2005 г. Результаты применения аромата ванилина в 36% случаев продемонстрировали снижение апноэ (видимо, связано со слабой активацией тройничного нерва). В ряде случаев при лечении апное применяли кофе­ин и доксапрам.

Исследователи показали, что у новорожденных сильно развито обоняние. Запах является частью сложного процес­са связи с внешним миром. Сугано (Sugano), Япония, пока­зал, что при использовании специальных ароматических подушечек (располагают на груди матери по обе стороны от головы новорожденного) он чаще поворачивается в сторону подушечки с запахом, реагируя на аромат. Через неделю после рождения новорожденный уже способен отличить мо­локо родной матери от молока других женщин.

Успокаивающий запах матери резко контрастирует с не­приятными запахами спирта, лекарственных препаратов, чистящих средств, клея, используемых в ОРИТН. С целью успокоения некоторые народы кладут ткань со знакомым ребенку запахом мамы на кроватку новорожденного. В од­ной из научных статей проводилась оценка влияния знако­мых запахов (грудное молоко, околоплодные воды, и т. д.) на здоровых недоношенных младенцев во время проведения забора крови из вены. Выявлено, что при наличии в проце­дурной родного младенцу аромата наблюдается существен­ное снижение крика, плача и гримас по сравнению с кон­трольной группой новорожденных.

С помощью ароматов высвобождаются нейротрансмит­теры, что ведет к успокоению и уменьшению болевых ощу­щений. Наиболее изучено медицинское применение лаванды. С целью лечения бессонницы и ликвидации последствий стресса взрослым пациентам рекомендуется размещение лаванды около подушки.

Часто задаются вопросы: «Можем ли мы использовать лаванду, а не седативные средства для лечения бессонницы детей, а также для достижения седативного эффекта во вре­мя проведения различных медицинских процедур, таких как компьютерная или магнитно-резонансная томография? Поможет ли ромашка регулировать цикл сон—бодрствова­ние у младенца?» Французские исследователи в инкубато­рах новорожденных использовали многие ароматические стимуляторы, в том числе мяту и кофеин, с целью сведения к минимуму апноэ и брадикардию. Пытались выяснить, можно ли использовать ароматы в качестве анксиолитиков и способен ли запах молока матери во время кормления че­рез желудочный зонд повысить эффект проводимого энте­рального питания путем формирования нервной связи за­пах/вкус/кормление. Изучали также влияние ароматерапии на регрессию болевого синдрома. На все поставленные вопросы был получен положительный ответ.

Было выявлено, что ароматерапия также благотворно влияет на сотрудников отделения интенсивной терапии. В исследовании, проведенном в Японии, наблюдали за врача­ми ОРИТН по 8 ч в день в течение 1 месяца. При наличии в воздухе аромата жасмина количество ятрогенных ошибок снизилось на 33%, повышалась эффективность работы и реже возикали стрессовые состояния среди всех медицин­ских работников. Различные ароматические масла также используются для лечения опрелостей. Чаще применяются масла с лавандой, миндалем, воском, ромашкой. Масло с бразильской гуавой обладает обезболивающим эффектом. В настоящее время ведется исследование о возможности его использования у новорожденных.

Звук и музыкальная терапия

 
Известно, что для лучшего засыпания детям многие века поются колыбельные. При­менение музыкальной тирании поддерживаетэту традицию и в отделении интенсивной терапии, В проведенном метаанализе определило» эффект проведения музыкальной тера­пии у недоношенных детей. Стэндли (Standley) продемо­нстрировал, что при воспроизведении в комнате малыша приятной музыки наблюдается улучшение насыщенности кислородом, увеличение веса, сокращается продолжитель­ность пребывания новорожденного в ОРИТН, улучшается ап­петит, сосание. Леонард и Камински (Leonard and Kaminski) продемонстрировали, что музыкальная терапия оказывает положительный седативный эффект и вызывает более глу­бокий сон. Существует предположение, что музыкальная терапия во время проведения различных медицинских вме­шательств снижает негативные эффекты последних. По ли­тературным данным, применение соски, оснащенной специ­альной системой преобразователя, активирующего музы­ку, улучшает аппетит. Сосание в периоды прослушивания музыки в 2,43 раза выше, что существенно улучшает корм­ление. Несколько исследований показывают воздействие му­зыки с помощью виброакустической стимуляции на внутри­утробное развитие плода. Некоторые виды музыкальной терапии используются для стимуляции нервной системы но­ворожденных. Музыка способствует развитию нервной сис­темы в целом и развитию речи в частности.

Сегодня существует еще множество нерешенных вопро­сов о потенциале звуковой терапии в неонатологии. Долж­ны ли мы ее использовать в практике? Какие типы музыки лучше, в каких ситуациях? Шостакович, Вивальди или лю­бимая радиостанция медсестер?

Цвето- и светотерапия

Медицинские работники, как пра­вило, воспринимают понятие цвета и света как что-то очень далекое от практической медицины. В связи с возрастаю­щим применением фототерапии неонатологам желательно расширить свои познания в данной области. Показано, что фототерапия имеет существенное биологическое значение. Наряду с классическими эффектами наблюдается сниже­ние уровня билирубина, повышение активации витамина D. Многочисленные исследования продемонстрировали поло­жительное влияние фототерапии на щитовидную железу, функцию почек, перистальтику. Кроме того, при использо­вании данного метода альтернативной терапии наблюдает­ся выраженная регрессия метаболических нарушений. Та­кие явления связаны с определенными длинами волн света, которые способны оказать физиологические эффекты. Это и является основой цвето- и светотерапии.

В настоящее время проведение световой терапии в отде­лении интенсивной терапии новорожденных также позво- ляет воздействовать на метаболические среды младенца. Возможно создание суточной ритмичности путем измене­ния циклов цвета и света. Сегодня недостаточно изучено по­тенциальное развитие долгосрочных неврологических дис­функций, возникающих на фоне постоянной световой сти­муляции. Использование яркого света в возрасте младенца до 28 недель (если не используется инкубатор) негативно влияет на новорожденного и препятствует развитию орга­нов чувств.