Общие меры

  • Поддержание адекватного уровня насыщения кислоро­дом с дополнительной подачей кислорода.
  • Поддерживание стабильной температуры окружающей младенца среды.
  • Убедитесь, что положение ребенка в кроватке не вызы­вает дыхательную недостаточность
  • Избегайте активных манипуляций, например, интенсив­ной аспирации из полости желудка.
  • Обеспечитье тактильное раздражение (например, расти­райте кожу, поглаживайте спину младенца, пощекотите ноги).
  • Обонятельные стимуляции. Клиническое исследование продемонстрировало, что обеспечение ароматизации (приятный запах ванилина) в инкубаторе, способно сни­зить одышку, резистентную к лечению кофеином и доксапрамом.

Специфическое лечение

  • Поддержание постоянного положительного давления в дыхательных путях (СРАР) через носовые конюли сни­жает выраженность апноэ. (.Примечание: различные источники рекомендуют различные параметры СРАР.) Некоторые диапазоны составляют: 2-4, 3-6, 4-6 и 5-8 см водн. ст. Используйте настройки дыхательного аппарата, рекомендованные вашим лечебным учрежде­нием. Альтернативой для носового СРАР является ис­пользование высокого потока кислорода через носовые канюли (от 1-6 л/мин). Этот метод может предотвра­тить развитие апноэ на фоне раздражения слизистой но­совых ходов. СРАР используется в сочетании с другими видами лечения.
  • Теофиллин, аминофиллин или кофеин используются на начальном этапе лечения. У кофеина имеется мень­шее число побочных эффектов, чем у теофиллина, поэто­му он является наиболее предпочтительным препаратом для лечения апноэ у новорожденных. Последние данные предполагают, что лечение кофеином способствует раз­витию нервной системы и повышает выживаемость де­тей в возрасте 18—21 месяцев и с весом при рождении 500-1250 г. Выбор лекарственного препарата зависит от предпочтений конкретного лечебного учреждения (см. гл. 132).
  • Терапия обычно прекращается, как правило, в 35-37 недель в зависимости от веса ребенка (обычно при массе тела 1800—2000 г) или если у ребенка отсутствуют эпизоды апноэ в течение 5-7 дней. Важно помнить, что более незрелым новорожденным, вероятно, потребуется более продолжительное лечение. Проведенное иссле­дование продемонстрировало, что частота апноэ, сохра­няющегося к возрасту 38 гестационных недель, значи­тельно выше у детей, рожденных в возрасте 24—27 недель, чем у детей, рожденных на гестационном сроке > 28 не­дель.
  • При персистировании апноэ начинают введение доксап- рама (вопрос спорный). Доксапрам эффективнее теофиллина и кофеина и должен вводиться в течение 48 ч при не­эффективности других методов лечения. Однако у доксап- рама имеются определенные побочные действия (риск снижения мозгового кровотока с задержкой психического развития, на ЭКГ увеличение интервала QT > 440 мс (угрожающий жизни порог); доксапрам содержит бензиловый спирт в виде консерванта, что увеличивает риск развития метаболического ацидоза. При развитии ацидоза лечение доксапрамом прекращают. Помните, что терапия данным препаратом возможна только при отсутствии эффекта от других видов терапии (фармако­логическая информация представлены в гл. 132).
  • Искусственная вентиляция в качестве лечения апноэ должна проводится при отсутствии эффекта от примене­ния лекарственных препаратов и назального СРАР. Для предотвращения апноэ используют низкое давление (см. гл. 7).
  • Долгосрочный мониторинг функции внешнего дыхания. Необходим для наблюдения за апноэ в домашних условиях (см. гл. 76).

Анемия

В большинстве лечебных заведений не лечат анемию, если она протекает бессимптомно; ребенок ест, растет, а уро­вень ретикулоцитов > 5—6% . При низком уровне гематокри­та (обычно < 21—25% , уровень — на основе институциональ­ных принципов вашего стационара), если у ребенка имеет место клиническая картина, он плохо ест, а число ретикуло­цитов < 2—3%, решают вопрос о необходимости гемотрансфу­зии. Если ребенку подается кислород или он находится на респи­раторной поддержке, частые переливания компонентов крови не­обходимы для поддержания более высокого уровня гематокрита. Недавнее исследование показало, что гемотрансфузия, выпол­ненная по расширенным показаниям, значительнее снижает эпизоды апноэ, чем гемотрансфузия, выполненная по абсолют­ным показаниям. Многие учреждения в настоящее время при лечении анемии у недоношенных активно используют реком­бинантный человеческий эритропоэтин (рчЭПО) с железом, что снижает потребность в переливании компонентов крови. В выполненном литературном обзоре отмечено, что введение рчЭПО в течение длительного времени не рекомендуется. Отме­чено, что рчЭПО увеличивает частоту развития ретинопатии недоношенных (PH), и возможно ее прогрессирование. рчЭПО является значительным независимым фактором риска разви­тия PH.

ГЭРБ является частой патологией у недоношенных детей. В большинстве исследований развитие апноэ не связывают с наличием у младенца ГЭРБ. В большинстве клиник проводится комплексное лечение ГЭРБ и апноэ. При лечении требуется со­блюдение ряда рекомендаций.

  •  Кормление. Перекармливание может усугубить рефлюкс. Кормление малыми объемами. Рекомендовано непрерыв­ное питание через установленный в желудок зонд. Рекомен­дуется использование утолщенных зондов для кормления, но вопрос и сегодня остается спорным, поскольку рандоми­зированные испытания по этому поводу в достаточном объе­ме не проводились. При подозрении на ГЭРБ и аллергию следует внести коррективы в использование молочных сме­сей (возможно применение гипоаллергенных и антирефлюкс- ных смесей по показаниям). Может потребоваться измене­ние диеты кормящей матери.
  •  Расположение ребенка. Держите ребенка в руках в верти­кальном положении по крайней мере в течение 30 мин после кормления. Полное вертикальное положение предпочти­тельно. При положении на животе — голова должна быть приподнята. Вопрос по сей день остается спорным, так как именно данную позицию ряд исследователей связывает с развитием синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Мла­денцы с ГЭРБ должны спать на боку.
  •  Лекарственные препараты. При необходимости могут быть использованы следующие средства. Некоторые врачи ак­тивно рекомендуют использование прокинетиков (напри­мер, метоклопрамида). Если имеет место истинный кислот­ный рефлюкс (документально доказанный при зондирова­нии пищевода и определении уровня pH) следует назначать Нг-блокаторы или ингибиторы протонной помпы.
  • Прокинетики. Метоклопрамид (церукал) улучшает моторику желу­дочно-кишечного тракта и снижает непереносимость пищи. При ГЭРБ у недоношенных данная группа пре­паратов используется часто, но вопрос остается спор­ным.
  • Эффективность ме­токлопрамида в современной литературе оценена как высокая. Одна из основных проблем церукала — его побочные эффекты (например, сонливость, беспокой­ство, экстрапирамидные симптомы). Для дальнейше­го изучения необходимо проведение большого рандо­мизированного исследования.
  •  Эритромицин также является прокинетическим сред­ством и усиливает моторику желудка. Применяется для лечения ГЭРБ. Недавнее исследование показало, что низкие дозы эритромицина у недоношенных детей не снижают симптомы рефлюкса (по сравнению с пла­цебо) (см. гл. 48, пункт V, 2).
  • Антациды. Иногда рекомендуется маалокс. Применение антацидов увеличивает риск развития инфекции и непе­реносимости кормления у детей с установленным зондом для кормления. Существует также обеспокоенность по поводу формирования конкреций. Побочные эффекты включают диарею или запор. Стандартные дозировки 0,5—1 мл/кг перорально каждые 4 ч (через назогастральный зонд).
  • Блокаторы Н2 подавляют выделение соляной кислоты у новорожденных и, как правило, рекомендуются специа­листами. Из четырех имеющихся Н2-блокаторов наиболее часто в неонатологии применяются ранитидин (зантак) и циметидин. Ранитидин является предпочтительным препаратом, поскольку обладает меньшим количеством побочных эффектов. При назначении Н2-блокаторов в течение длительного времени отмечается учащенное развитие НЭК у младенцев с низкой массой тела и повы­шенный риск развития кандидозного поражения. Бло­каторы Н2 предрасполагают к колонизации бактерий в полости желудка, что повышает риск развития бактерие­мии.
  • Возможность использования ингибиторов протонной помпы в неонатологии продолжает рассматриваться. Лансопразол и омепразол наиболее часто применяются у детей. Как и Н2-блокаторы, данная группа препаратов увеличивает риск кандидозного поражения.