Проблема. Внезапная смерть новорожденных. Последние практи­ческие и научные направления сосредоточены на осознании важ­ности утраты и психологической поддержки родителей, которые только что потеряли ребенка. Исследования показали, что меди­цинские сотрудники, чувствительные к горю родителей, могут су­щественно содействовать в преодолении трудностей. Больницы должны обеспечить подготовку сотрудников к подобным крити­ческим ситуациям.

Основные вопросы

  • Семья новорожденного была, если можно так выразиться, под­готовлена к смерти или это событие явилось для них неожи­данностью? Если возможно, важно подготовить семью заранее к смерти младенца и врачу следует быть готовым ответить на все возможные вопросы после случившегося.
  • Была ли это ранняя или поздняя неонатальная смерть? Ранней неонатальной смертью называют смерть новорожденного в пер­вые 7 полных дней жизни. Поздней неонатальной смертью — смерть живого новорожденного после 7-го, но до 28-го полного дня жизни. После 28 дней смерть называется младенческой.
  •  Какие члены семьи присутствуют при беседе? Обычно несколь­ко ближайших членов семьи. Кроме того, при присутствии ро­дителей в больнице важно оказать им качественную эмоцио­нальную поддержку. Каждый из членов семьи может принять особую роль в сложившейся ситуации. Семье новорожденного должны быть обеспечены определенные условия комфорта для выражения скорби (например, оставить их наедине в семейной палате, позволить пообщаться со священником, с их любимой медсестрой или с врачом, которому они доверяют, в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Внима­ние следует сосредоточить на обоих родителях.
  • Если члены семьи в момент смерти новорожденного отсутству­ют, имеется ли в распоряжении врача их контактный теле­фон? Имеется стандартная практика для возможности сообще­ния о смерти пациента по контактному номеру телефона. Как можно быстрее следует сообщить, что ребенок при смерти или уже умер. В любом случае следует пригласить членов семьи проститься с младенцем.
  • Д. Существуют ли религиозные потребности у членов семьи? Ре­лигиозные потребности следует уважать и по мере сил поддер­живать (например, пригласить священника, раввина, пастыря). Практически в каждой больнице имеются пастырские услуги, которые необходимы во многих случаях. Многие родители предпочитают, чтобы их ребенок был крещен до смерти. Пом­ните, что культура и религия семьи может повлиять на реше­ние семьи отказа от вскрытия.

 Дифференциальная диагностика. Не выполняется.

Диагностика

Помните, что у умирающего ребенка может сохра­няться дыхательный рефлекс в течение некоторого времени (да.? без спонтанного дыхания и движения). Сердцебиение может очень слабым; таким образом, аускультация является целесообразным мероприятием. Правовое определение «смерти» зависит от особенностей, принятых в государстве.

Ведение пациентов

Подготовка

  1.  Отделение реанимации и интенсивной терапии новорож­денных. Уровень шума следует свести к минимуму. Персонал должен быть чувствителен к эмоциям родителей и членов семьи, которых необходимо разместить в изолированной тихой пустой палате или в ординаторской отделения. Осмотр младенца врачом необходим для подтверждения смерти и может быть выполнен в той же приватной зоне, с семьей.
  2.  Младенец. Оборудование (например, в/в катетеры и эндотрахеальная трубка) может быть удалено, если не предви­дятся аутопсии. В этом случае предпочтительнее оставить на месте катетер, установленный в центральную вену и эндотрахеальную трубку. Родителям следует разрешить подержать ребенка на руках так долго, как они того жела­ют. Данный тип визуального и физического контакта с малышом важен для них и несколько облегчает состояние. Лечение младенца небрежными и грубыми сотрудниками категорически не допускается.

Подготовка врача при беседе с родителями после перинатальной смерти

  • Предложить эмоциональную поддержку
  • Осип коя о семьей и провести с ними столько времени, сколько потребуется
  • Вести разговор о ребенке, называя его по имени
  • Разрешить родителям выражать свое горе и плакать
  • Выть внимательным к их комментариям, которые могут быть восприняты как банальные, но сводят к минимуму горе
  • Вернуться, чтобы поговорить с семьей несколько раз (если это возможно).
  • Обеспечить выполнение физических потребностей родителей и ребенка
  • Продолжи!к рутинный уход после родов и осуществлять медицинскую помощь матери
  • Почтительно относиться к телу ребенка
  • Одеть, купать или запеленать ребенка как живого
  • Выть гибкими в отношении стандартов больницы, которые могут явиться неподходящими для семьи умершего новорожденного
  • Помочь родителям оставить материальные воспоминания о своем младенце Общение с родителями
  • Сообщить всему медицинскому персоналу об утрате во избежание неуместных замечаний или действий
  • Помочь родителям морально в их горе
  • Обеспечить их информацией о причине смерти (если таковая известна).
  • Не использовать при этом медицинскую терминологию.
  • Найдите время для полноценного долгого общения с родителями

Обсуждение факта смерти с членами семьи

  • Место для проведения беседы. Родители и ближайшие чле­ны семьи должны находиться в тихом частном зале для кон­сультаций, а врач должен спокойно объяснить причины и неизбежность смерти в случае с их младенцем.
  •  Известие о смерти. Врач прежде всего должен выразить со­болезнования семье, касающиеся их потери. Донесение но­вости о смерти младенца может быть очень трудным меро­приятием для врача. Врач должен быть чувствительным к эмоциональным реакциям членов семьи. Медсестры в та­ком случае лучше могут обеспечить должную эмоциональ­ную поддержку, поэтому крайне важно участие в процессе беседы медсестер. Сообщите известие о смерти младенца всем сотрудникам, которые будут заботиться о матери, если она госпитализирована во время младенческой смерти. Обеспечьте информацией даже домработниц, чтобы они со­ответствующим образом общались с членами семьи умер­шего младенца.
  •  Недовольство со стороны родителей. Многие родители предъявляют жалобы на отсутствие связи между сотрудни­ками клиники. Таким образом, персонал, не знающий о смерти младенца, дает нелепые комментарии, ведет себя шумно, смеется, не осуществляет эмоциональную поддерж­ку и просто ведет себя грубо в отношении семьи погибшего. Помните, что также важно оказание помощи матери умер­шего младенца.

Последствия для семьи

  • Эмоциональное (скорбь). Краткое описание нормальной скорби представлено моделью Кюблер-Росс: отказ (Это про­исходит не со мной !); гнев (Почему это происходит именно со мной?); торг (Я обещаю, я буду лучше, если...); депрессия (Мне уже все равно.) и принятие случившегося (Я готов ко всему происходящему.). Когда автор описывала эти стадии, она очень точно объяснила, что все это нормальные реакции человека на трагические новости. Она назвала их защит­ным механизмом. И именно их мы переживаем, когда пыта­емся справиться с изменениями. Мы не переживаем эти ста­дии строго поочередно, точно, линейно, шаг за шагом. Про­исходит так, что мы погружаемся в разные стадии в разное время и даже можем возвращаться обратно к тем стадиям, которые уже переживали. Кюблер-Росс говорит, что стадии могут длиться разные периоды времени и могут сменять друг друга или существовать одновременно. Темз описал три конкретных типа поведения людей, страдающих от горя и потери: обеднение эмоций (механическое функцио­нирование и социальная изоляция); дезорганизация (край­не болезненное ощущение потери), а также реорганизация (возвращение к «нормальной» общественной жизни.) Вра­чи, владеющие особенностями поведенческих реакций чле­нов семьи при гибели ребенка, являются наиболее компе­тентными специалистами.
  •  Физическое. Потеря аппетита и нарушение сна.
  •  Другие братья и сестры. Важно обсудить с родителями дальнейшее общение с братьями и сестрами умершего мла­денца.
  •  Один выживший из близнецов. Персонал должен быть в курсе о сложившейся ситуации и провести беседу с родите­лями о необходимости дальнейших действий.

Практические аспекты

  •  Образование. Последние отзывы говорят о том, что родите­ли ценят грамотность и уровень образования медицинских сотрудников. Родители хотят иметь полную информацию о смерти младенца. Они благодарны сотрудникам клиники, которые держали их в курсе происходящего, давали чест­ные ответы и последовательную информацию. Именно это ценится больше всего. Родителям, потерявшим младенца, рекомендуется прочтение книги «Hello Means Good-Bye» Поля Кирка (Paul Kirk) и Пэта Швиберта (Pat Schwiebert) (www. griefwatch.com).
  •  Дополнительная поддержка. Члены семьи должны полу­чать поддержку при перевозке тела и организации похорон умершего младенца. Как правило, в каждом стационаре имеются социальные работники, обеспечивающие помощь в условиях стационара.
  •  Следует разрешить родителям забрать имеющиеся фотогра­фии, сувениры. При отказе от вскрытия необходимо офор­мить письменный отказ.
  •  Донорство органов для трансплантации. До смерти ребенка с ближайшими родственниками следует аккуратно и мягко обсудить возможность донорства органов. Если подобная беседа не была проведена при согласии родителей на донор­ство, возможно возникнут определенные организационные сложности с юридическим оформлением необходимых до­кументов. В ряде случаев родители готовы пожертвовать органом младенца, но это не всегда возможно из-за наличия инфекционного процесса или органной недостаточности до смерти. Причину отказа также необходимо разъяснить ро­дителям. При оформлении документов на трансплантацию следуйте процедуре, принятой именно в вашем лечебном учреждении.
  •  Вскрытие (аутопсия). Вскрытие может быть важной частью определения причины смерти и полезно для консультирова­ния родителей в отношении будущей беременности. Резуль­таты аутопсии всегда очень важный вопрос для обсуждения с родителями. Для принятия решения о вскрытии следует дать родителям достаточное количество времени.

Документация

  • Посмертный эпикриз. После смерти ребенка врачу необходимо оформить посмертный эпикриз включающий краткий обзор анамнеза настоящего заболевания и жизни, проведенные исследования, методики лечения, опе­ративное вмешательство, причину смерти.
  • Свидетельство о смерти. Врач оформляет данное свиде­тельство с указанием диагноза, приведшего к смерти.

Последующие действия

  •  Контакты с семьей. В течение первой недели после смерти младенца необходимо осуществить как минимум один теле­фонный звонок домой членам его семьи. Можно отправить письмо с выражением сочувствия. Следующий звонок можно выполнить по окончании первого месяца после случивше­гося. При необходимости следует обеспечить родителей до­полнительной информацией и ответить на все интересующие их вопросы. В некоторых ОРИТН принято делать контроль­ный звонок членам семьи погибшего ребенка на годовщину смерти.
  •  Консультирование. Крайне важно обсудить с родителями дальнейшее необходимое лечение. Возможно, для родите­лей с отягощенным акушерским анамнезом необходимо продолжить дообследование и провести генетическую кон­сультацию. Родителям необходимо дать возможность пого­ревать о смерти своего ребенка и им должна быть предостав­лена возможность связаться с врачом позднее, когда они бу­дут более эмоционально восприимчивы.
  •  Аутопсия. Для проведения аутопсии необходимо получение согласия родителей умершего младенца на вскрытие. При аутопсии целесообразно наличие генетика.
  •  Акушер-гинеколог, педиатр и семейный врач. Именно эти специалисты должны быть уведомлены о смерти младенца и должны заботиться о состоянии матери.