Гепатит D

Вирус гепатита D (HDV), также известный как вирус гепатита дельта, яв­ляется дефектным РНК- вирусом, не способным выжить самостоятельно и требующим наличия вспомогательного ДНК — содержащего вируса ге­патита В. Данный вирус персистирует либо в виде коинфекции с вирусом гепатита В или в виде суперинфекции у носителей гепатита. Передача ви­руса от матери новорожденному происходит редко. Проведение профи­лактики в отношении развития гепатита В предотвращает развитие гепа­тита D. Однако в настоящее время не разработано доступных методов профилактики для предотвращения развития HDV у HBsAg носителей. Ведение больных схоже с таковым при HBV (см. предыдущее обсуждение). Диагностика HDV основана на обнаружении антител к HDV (анти-HDV) с помощью проведения радиоиммунологического или иммуноферментно-го анализа. У известных носителей гепатита В необходимо проведение лабораторных исследований, направленных на выявление HDV. Именно у данной категории пациентов инфекция может протекать как в острой, так и в молниеносной форме гепатита или (что чаще) в виде более быстро­го прогрессирования хронического гепатита.

Гепатит Е

Вирус гепатита Е (HEV) представляет собой одноцепочечный безоболочечный РНК-вирус. Передача осуществляется фекально-оральным пу­тем. HEV, в отличие от HAV, легко от человека к человеку не передается. В отличие от других вирусных гепатитов, HEV персистирует у диких и домашних животных, особенно у свиней. Наиболее распространен в Индии. Причем в данной стране часто встречается острая форма заболева­ния, что было подтверждено многочисленными клиническими исследова­ниями. В США HEV-инфекция встречается редко и обычно возникает у путешественников, возвращающихся из эндемичных районов, или ра­ботников свиных ферм. Тем не менее помните, что распространенность HEV значительно выше, чем подозревается на основании выявления клинических симптомов, возможно, развивается на фоне контакта с ин­фицированными животными. HEV обычно вызывает острое заболевание, сопровождающееся желтухой, недомоганием, лихорадкой и артралгией. Гепатит Е клинически неотличим от гепатита А. В редких случаях симпто­матическое течение наблюдается у детей в возрасте до 15 лет. И в настоящее время отмечается крайне высокий уровень материнской смертности при заражении HEV во время беременности, а особенно в течение третьего три­местра. Передача вируса от матери к ребенку высока (50-100% ). Сущест­венен процент развития самопроизвольного аборта или неонатальной смертности. Сегодня широко доступны для практического использова­ния лабораторные реактивы для выявления анти-HEV IgG и IgM. Окон­чательный диагноз устанавливается при выполнении ПЦР путем выяв­ления вирусной РНК в сыворотке крови и кале. Лечение включает лишь проведение поддерживающей терапии. В настоящее время нет методов лечения гепатита Е; существующие на сегодня способы лечения направ­лены на облегчение симптомов болезни, но не на саму болезнь. При про­ведении контролируемых лабораторных экспериментов ни один из мето­дов противовирусного лечения не доказал свою эффективность против данного вируса. В настоящее время проводятся III фаза клинических ис­пытаний в отношении использования рекомбинантной вакцины для лечения взрослых пациентов. Исследование практически завершено и продемонстрирована высокая эффективность данной вакцины.

Гепатит G

Вирус гепатита G (HGV), или GBV-C, представляет собой одноцепочеч-ный РНК-вирус положительной полярности, относящийся к семейству Flaviviridae. Несмотря на многочисленные исследования, вирус гепатита G входит в группу неклассифицированных HGV-подобных вирусов. Данный вирус принято считать возбудителем заболеваний печени и некоторых других клинических состояний. Инфицирование происходит парентераль­ным путем при проведении гемотрансфузии, в случае, если донорами явля­
ются HGV-инфицированные лица. Распространенность HGV в компонентах крови доноров колеблется от 1 до 4%. Коинфекция с HCV и ВИЧ — обычное явление, и HGV (может быть) снижает прогрессирование ВИЧ у взрослых. Вертикальная передача данного вируса подтверждена докумен­тально и превышает 60%. Биохимических и клинических признаков как такового гепатита G у HGV-инфицированных детей не выявлено.