I. Определение. Болезнь гиалиновых мембран — синоним респираторного дистресс-синдрома. Подобный клинический диагноз оправдан у недоношенных новорожденных с дыхательной недостаточностью и респираторными затруднениями, в том числе с тахипноэ (> 60 вд./мин), ретракцией грудной клетки и развитием цианоза при вдыхании комнатного воздуха, сохраняющегося и прогрессирующего в течение первых 48-96 ч жизни. При выполнении рентгенографического исследования органов грудной клетки имеет место характерный внешний вид (нодозно-ретикулярная сеть и периферическая воздушная бронхограмма). Клиническое течение заболевания зависит от веса ребенка, тяжести заболевания, проведения заместительной терапии сурфактантом, наличия сопутствующей инфекции, степени шунтирования крови через открытый артериальный проток и проведения вспомогательной искусственной вентиляции легких.
II. Эпидемиология. БГМ развивается у 44% новорожденных с массой тела при рождении между 501 и 1500 г. Заболеваемость обратно пропорциональна сроку гестации и массе тела при рождении. В последние годы заболеваемость и тяжесть БГМ на фоне активного применения стероидов в пренатальном периоде снижаются. Процент выживания значительно повысился, особенно после введения в клиническую практику экзогенного сурфактанта, и в настоящее время количество выживших пациентов составляет более 90%. В нашу эру использования для лечения сурфактанта число всех случаев развития у новорожденных летальных исходов на фоне БГМ составляет < 6%, однако снижение смертности при БГМ наблюдается больше у «белого» населения, чем у чернокожих детей. III. Патофизиология. Основной причиной развития БГМ является недостаточность сурфактанта, что часто осложняется чрезмерной комплаентностью грудной стенки новорожденного. Оба эти фактора приводят к прогрессивному образованию ателектазов и невозможности развития эффективной функциональной остаточной емкости легких (ФОЕЛ). Поверхностно-активное вещество сурфактант в зрелых дыхательных путях вырабатывается эпителиальными клетками, так называемыми, пневмоцитами типа II. Синтез сур-фактанта начинается на 24-28 неделях гестации, после дифферен-цировки данной клеточной линии. Пневмоциты типа II крайне чувствительны и их количество в перинатальном периоде на фоне асфиксии снижается. Созревание данной клеточной линии задерживается при наличии у плода гиперинсулинемии. Созревание клеток типа II усиливается при введении в дородовом периоде кор-тикостероидов и при наличии у плода хронического внутриутробного стресса, вызванного наличием у матери гипертонической болезни в течение беременности, а также при ограничении внутриутробного роста плода и многоплодной беременности. Сурфактант главным образом состоит из фосфолипидов (75%) и белка (10%), синтезируется и хранится в характерных пластинчатых тельцах в пневмоцитах II типа. Данные липопротеины поступают в дыхательные пути, где начинают функционировать путем снижения поверхностного натяжения и поддержания альвеолярного расширения при физиологическом давлении.
A. Отсутствие сурфактанта. Вследствие дефицита сурфактанта при дыхании часть альвеол легких новорожденного спадается на выдохе, что приводит к ухудшению газообмена в легких и образованию множественных ателектазов. Экссудат белкового материала и продукты эпителиальной деструкции накапливаются в дыхательных путях, что приводит к массивному повреждению клеток и непосредственному снижению общей емкости легких . В легких это сопровождается выходом в просвет альвеол плазмы крови, содержащей белки и фибрин. Они образуют на поверхности альвеол блестящие мембраны, называемые гиалиновыми. Гиалиновые мембраны делают невозможным газообмен в поврежденных альвеолах, что еще больше усугубляет гипоксию, которая приводит к нарушению функций практически всех органов и систем. При исследовании патологических образцов полученного материала выявляются многочисленные эозинофильные гиалиновые мембраны и расширение мелких дыхательных путей.
Б. Наличие слишком комплаентной грудной стенки. Наличие грудной клетки со слабой структурной поддержкой вторично по отношению к недоношенности, высокому отрицательному давлению, направленному на открытие коллапсированных дыхательных путей. Все это может привести к ретракции и деформации грудной клетки.
B. Снижение внутригрудного давления. У детей с БГМ, рожденных в гестационном возрасте < 30 недель, часто имеет место дыхательная недостаточность, развившаяся на фоне дефицита сурфактанта и невозможности создания необходимого для раздувания легких внутригрудного давления. Г. Шунтирование. Наличие или отсутствие сердечно-сосудистого шунтирования через ОАП или овальное отверстие (или обе структуры) может изменить течение и проявления заболевания. Вскоре после рождения, преобладает шунтирование справа-налево через овальное отверстие в левое предсердие, что может привести к наличию венозной примеси и прогрессирова-нию гипоксемии. В возрасте 18-24 ч от момента рождения, шунтирование слева-направо через ОАП может стать преобладающим в результате снижения легочного сосудистого сопротивления, что приводит к развитию отека легких и нарушению альвеолярного газообмена. К сожалению, данные проявления имеют место, когда ребенок начинает восстанавливаться после БГМ, и могут усугубиться при начале проведения заместительной терапии.
Факторы риска. В табл. 89-1 приведены основные факторы риска развития БГМ.
Увеличивают риск
- Недоношенность
- Мужской пол
- Семейная предрасположенность
- Выполнение кесарева сечения
- Пренатальная асфиксия
- Хориоамнионит
- Многоплодная беременность
- Сахарный диабет у матери
Снижают риск
- Хронический внутриутробный стресс
- Длительный безводный промежуток
- Наличие у матери гипертонической болезни
- Употребление матерью наркотиков/кокаина
- ЗВУР* или МГВ
- Введение кортикостероидов
- Гомоны щитовидной железы (заместительная терапия)
- Введение токолитиков
* ЗВУР — замедление внутриутробного роста; МГВ — новорожденный маленький для своего гестационного возраста.