Клинические проявления

 Анамнез. Часто в анамнезе ребенка с БГМ имеют место преж­девременные роды и наличие эпизода асфиксии в перинаталь­ном периоде. У детей с РДС сразу после рождения отмечается на­рушение дыхания, прогрессирующее с течением времени. На рентгенограмме органов грудной клетки визуализируются ателектазы. Данные пациенты требуют кислородотерапии и введения экзогенного сурфактанта, а в ряде случаев и проведе­ния механической вентиляционной поддержки. Б. Физикальное обследование. У детей с БГМ имеют место тахип-ноэ, стонущее дыхание, сопение при дыхании носом и западе-ние грудной стенки на вдохе. При вдыхании комнатного возду­ха (без кислородной поддержки) возникает цианоз. Стонущее дыхание отмечается, когда у ребенка частично закрываются го­лосовые связки, с целью продления выдоха и поддержания функциональной остаточной емкости легких. Данный меха­низм на самом деле повышает уровень альвеолярной вентиля­ции. Ретракция развивается на фоне вынужденного поддержа­ния высокого транспульмонального давления для расправле­ния  ателектезированных участков легочной ткани.

Диагностика

Рентгенография органов грудной клетки. На рентгенограмме органов грудной клетки, выполненной в передне-задней проек­ции в обязательном порядке всем новорожденным с респира­торным дистресс-синдромом отмечаются типичные рентге­нографические признаки БГМ. Имеет место равномерная ре-тикулогранулярная картина, называемая «матовым стеклом» и сопровождаемая периферической воздушной бронхограм-мой (см. рис. 10-12). В ходе клинического течения заболевания, необходимо выполнять рентгенографию органов грудной клет­ки в динамике, что позволяет выявить признаки синдромов утечки воздуха, вторичных по отношению к проведению меха­нической вентиляционной поддержки, а также выявить на­чало изменений, характерных для бронхолегочной дисплазии (см. рис. 10-16).

 Лабораторные исследования

  1. Лабораторное исследование газов артериальной крови имеет важное значение при ведении больных с РДС. Как правило, выполняется серия исследований артериальной крови в дина­мике. В настоящее время единого мнения в отношении лабо­раторной диагностики не существует, но большинство прак­тикующих неонатологов согласны, что определение уровня напряжения артериального кислорода 50-70 мм рт. ст. и ар­териального диоксида углерода 45-60 мм рт. ст., являются нормальным диапазоном. Считается необходимым поддер­жание уровня рН крови 7,25 и выше и артериального насы­щения кислородом на уровне 88-95%. Кроме того необхо­димо непрерывное чрескожное мониторирование уровней кислорода, углекислого газа и сатурации.
  2. Исключение сепсиса. Каждому ребенку с диагностированной БГМ необходимо исключить сепсис, что достигается путем выполнения полного клинического анализа крови и посева крови на стерильность. Помните, что клиническое течение сепсиса на начальных стадиях (например, при контамина­ции стрептококком группы В или гемофильной палочкой) может быть неотличимо от БГМ.
  3. Уровень глюкозы в сыворотке крови может быть изначаль­но высоким или низким. Исследование в динамике выпол­няется при контроле адекватности инфузии декстрозы. Ги­погликемия может привести к развитию тахипноэ и дыха­тельной недостаточности.
  4. Определение уровней электролитов в сыворотке крови в том числе кальция при проведении инфузионно-корригиру-ющей терапии следует выполнять каждые 12-24 ч. Гипо-кальциемия способствует прогрессированию дыхательных нарушений и является общим проявлением у недоношен­ных детей и при развитии у них асфиксии.

Эхокардиография (ЭхоКГ) — ценный диагностический метод оценки уровня младенческой гипоксемии и дыхательной не­достаточности. ЭхоКГ используется для подтверждения диаг­ноза ОАП, при оценке эффективности проводимого лечения и исключении врожденных пороков сердца.