Ведение пациентов
Б. Немедленные реанимационные мероприятия. Любому новорожденному с признаками апноэ при рождении должны незамедлительно проводиться реанимационные мероприятия, несмотря на невозможность экстренного определения является ли данная ситуация следствием первичного или вторичного апноэ. Стандартные мероприятия, направленные на уменьшение потерь тепла путем обсушивания и согревания и указанные в неонатальных руководствах, могут быть пересмотрены в ближайшее время в свете потенциального нейропротекторного действия гипотермии. В дополнение к определению количества баллов по шкале Апгар, указывайте документально, на какой минуте восстановилась ЧСС > 100 уд./мин, появилось спонтанное дыхание и тонус. Убедитесь, что получен образец крови из умбиликальной артерии и что плацента направлена на гистопа- тологическую экспертизу.
В. Проведение соответствующей вентиляции. Для поддержания физиологического уровня РСОг следует начать респираторную поддержку. Гиперкапния может в дальнейшем увеличить мозговой внутриклеточный ацидоз и ухудшить цереброваскулярную ауторегуляцию, в то время как гипокарбия (РаС2 < 20-25 мм рт. ст.) связана у недоношенных новорожденных с развитием ПВЛ и у доношенных детей с нейросенсор- ной тугоухостью с поздним началом.
Г. Обеспечение адекватной оксигенации (Ра2 > 40 у недоношенных детей и Ра2 > 50 у доношенных детей). Избегайте развития гипероксии (см. обсуждение далее), которая может привести к дополнительной черепно-мозговой травме с возможным снижением ЦК и сосудисто-облитерирующим изменениям. Требуется обеспечение высокой концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе и исключение признаков легочной гипертензии и сердечной дисфункции с помощью эхокардиографии.
Д. Обеспечение адекватной перфузии. Необходимо поддержание АД в «нормальном» диапазоне для своего гестационного возраста и веса. В ряде случаев для поддержания артериального давления требуется объемная инфузионная терапия и инотроп- ная поддержка (следует использовать с осторожностью). При потере цереброваскулярной саморегуляции важно избежать развития системной гипотонии и гипертонии.
Е. Коррекция метаболического ацидоза должна проводиться с осторожностью и с использованием объемной инфузионной терапии. Первичная цель заключается в поддержании тканевой перфузии. При эффективной сердечно-легочной реанимации метаболический ацидоз обычно регрессирует в течение 30—60 мин, несмотря на первоначальный эффект, вторичный по отношению к улучшению перфузии и транзиторному повышению уровня лактата. Введение бикарбоната может привести к развитию гиперкапнии и внутриклеточному ацидозу с увеличением уровня лактата. Использование бикарбоната возможно только тогда, когда имеет место пролонгированная CJIP. При наличии резистентного к лечению ацидоза необходимо исключить его метаболический генез.
Ж. Поддержание нормального уровня глюкозы в сыворотке крови (75—100 мг/дл). Гипогликемия не является необычным явлением при дистрессе у доношенного ребенка с выраженным ацидозом. Необходимо избегать развития гипергликемии, гиперос- моляльности и повышения уровня лактата в головном мозге.
- Контроль судорожной активности. Судороги могут привести к обострению вторичной нейронной травмы.
- Препаратом выбора является фенобарбитал. Как правило, назначается до нормализации ЭЭГ-признаков и до полной регрессии клинических симптомов в течение > 2 месяцев. Профилактическое лечение поддержки у специалистов не нашло.
- При сохранении судорог, несмотря на терапевтические дозировки фенобарбитала, следует начать введение диазепама, лоразепама и фенитоина (дозировки и другая фармакологическая информация представлены в гл. 132).
И. Предупреждение развития отека головного мозга. Краеугольным камнем профилактики отека головного мозга является избежание перегрузки жидкостью при инфузионной терапии. Основным проявлением отека мозга является цитотоксическое повреждение, а не вазогенный отек. При наличии почечной дисфункции необходимо поддержание от легкого до умеренного ограничения жидкости (например, 60 мл/кг) и сокращение дальнейшего потребления жидкости. Следует регулярно про водить мониторинг мочи. Доза теофиллина в течение первого часа жизни у доношенных пациентов с ГИЭ позволяет ул^ шить функцию почек. Глюкокортикоиды и осмотические лекарственные средства назначать не рекомендуется.
К. Потенциальные новые методы лечения должны быть направлены на предотвращение гибели нейронов на фоне имеющейся асфиксии. После развития острой асфиксии существует 6-12-часовое «окно», позволяющее назначать с положительным эффектом нейропротекторные лекарственные средства или комбинации нейропротекторных средств для уменьшения или предотвращения повреждения головного мозга. Защита мозга от повреждений будет зависеть от базового статуса головного мозга плода.
- Реанимация в палате. При реанимации новорожденных использование 100%-й концентрации кислорода (25% ГИЭ являются следствием перекрута пуповины, пролапса пуповины, разрыва матки, в том числе полного) активирует активные формы кислорода, которые вносят свой негативный вклад в развитие черепно-мозговой травмы. Новорожденные восстанавливаются быстрее, когда респираторная реанимация проводится комнатным воздухом. Имейте в виду, что у здоровых новорожденных насыщение кислородом обычно медленно увеличиваться. Хотя этот вопрос и является спорным, следует избегать первоначального введения кислорода при острой ГИЭ и корректировать концентрацию кислорода во вдыхаемом воздухе, только если у новорожденного имеет место брадикардия.
- Реанимация без дополнительного тепла (при ГИЭ необходимо стремиться предотвратить развитие гипертермии на фоне чрезмерного согревания). Играет ли какую-либо роль переохлаждение? Нейропротекторный эффект мозговой гипотермии может поддерживать вторичную энергию путем поддержания церебрального энергетического состояния, уменьшения высвобождения возбуждающих нейротрансмиттеров, подавляя апоптоз, снижение свободных радикалов кислорода и активации модулирующей микроглии. Два крупных многоцентровых исследования мозговой гипотермии при НЭ, проводимой в течение 6 ч после рождения и продолжаемой в течение 72 ч, были дополнены использованием селективного охлаждения головы с мягкой системной гипотермией (34—35 °С) и охлаждением тела путем умеренной системной гипотермии (33,5 °С). Охлаждение головы продемонстрировало улучшение неврологического исхода (<50% снижение осложнений) в подгруппе пациентов с НЭ. При этом на аЭЭГ выраженных аномалий выявлено не было. В группе пациентов, которым проводилась гипотермия всего тела, продемонстрировано значительное снижение смерти или потери трудоспособности (44% против 62% в контрольной группе).
Другие крупные клинические испытания включали тотальное охлаждение тела (с помощью гелевых пакетов 10 °С вокруг головы и на груди новорожденного) с последующим обследованием аЭЭГ и технико-экономическими обоснованиями.
Оптимальный режим охлаждения неизвестен и с целью выявления долгосрочных результатов необходимы дальнейшие исследования. Если терапевтическая гипотермия будет реализована как метод коррекции ГИЭ, необходимо создать учебный центр и опубликовать протокол для обеспечения развития данной методики.
- Антагонист N-метил-В-аспартат рецептора: использование магния. Препараты магния при гипоксии способны блокировать глутамат-контролируемые NMDA-рецепторы и являются конкурентоспособным блоком ионов Са с помощью потенциал-зависимых Са каналов. Магний обладает противосудорожными свойствами и предотвращает деполяризацию мембраны в результате повреждения Na+/K+- АТФ-зависимых насосов. Для определения доз, сроков и контроля побочных эффектов (гемодинамическая нестабильность и необходимость проведения искусственной вентиляции легких), а также принятия долгосрочных последующих мер необходимы многоцентровые рандомизированные контролируемые исследования.
- Продолжают исследоваться другие фармакологические препараты, предотвращающие образование свободных радикалов кислорода (аллопуринол, ингибиторы продукции оксида азота), нейропротекция, направленная на интранейрональное попадание ионов Са (блокаторы кальциевых каналов), а также такие препараты, как нейротропины и ингибиторы апоптоза.
Л. Этика. Принятие решений о тактике лечения часто является сложным вопросом, но более легким при хорошем и открытом контакте бригады врачей с членами семьи новорожденного (см. гл. 20 и 44). Совместное принятие решений позволяет достичь партнерства между родителями пациента и врачом и, возможно, минимизации конфликтов. Обсуждение возможных оптимальных и наихудших результатов позволяет помочь определить диапазон потенциального результата.
М. Судебно-медицинские вопросы
- Мониторинг состояния плода. При наличии реактивной ФЧСС и нормальных движений плода ключевым моментом является мониторинг базовой частоты. Повышение или понижение базовой ФЧСС должно насторожить неонатологов в отношении потенциального развития интранатальной асфиксии плода.
- При отсутствии доказательств дородовой травмы (клинически или с помощью методов нейровизуализации) продолжительная асфиксия в интранатальном периоде может привести к развитию ДЦП. Об интранатальной асфиксии свидетельствуют классические признаки тяжелой асфиксии при исключении других причин неонатальной энцефалопатии. Острая асфиксия в родах обычно приводит к развитию ЦП спастического тетраплегического типа.
- Стойкая нереактивная ФЧСС с момента поступления до родов наводит на мысль о наличии у плода мозгового повреждения в интранатальном периоде. Подобная модель ФЧСС ассоциирована с высоким числом ядросодержащих эритроцитов и низким числом тромбоцитов, характерными для повреждения головного мозга.
- При прогнозировании последующих неблагоприятных событий важно понимать, что базовый статус головного мозга плода неизвестен.
- Прогноз. У большинства выживших пациентов после перинатальной асфиксии выраженных последствий не наблюдается.
Л. Прогнозирование возможной смерти или неврологической инвалидности в первые 6 ч жизни при энцефалопатии новорожденных с проведением нейропротекторного лечения.
- Исследователь Шах (Shah) с соавторами использует три переменные, которые включают сердечные компрессии > 1 мин, искусственное дыхание > 30 мин, дефицит оснований > 16. У 46% пациентов с энцефалопатией новорожденных с одной из трех переменных имел место неблагоприятный исход. В настоящее время наблюдается увеличение до 64% при наличии одной переменной, 76% при двух переменных и 93% — при присутствии всех трех переменных.
- Амбалаванан (Ambalavanan) с соавторами проанализировали состояние новорожденных с ГИЭ, которые проходили лечение в Национальном институте детского здоровья и человеческого развития и которым проводилось переохлаждение тела. Исследователи с целью прогнозирования смерти или инвалидности использовали классификацию и модель регрессии.
Точность определения положительных результатов увеличивается при наличии у новорожденного pH <6,7 из образца крови, забранной из умбиликальной артерии, при отсутствии какой-либо спонтанной активности, при наличии дефицита оснований !> 16 в первые послеродовые часы. Неврологические симптомы включали отсутствие спонтанной деятельности, отсутствие сосания, которые выявлялись при неврологическом осмотре. При pH > 6,7, дефиците оснований <1 18,5 ммоль/л и тенденции к снижению спонтанной активности были получены лучшие прогностические результаты, в случае если уровень РСОг в умбиликальной артерии > 87 мм рт. ст. по сравнению с такими же нарушениями при РСОг < 87 мм. рт. ст. Это подчеркивает важность исследования всех компонентов газового состава умбиликальной артериальной крови.
Долгосрочные неврологические осложнения
- Тяжесть неонатальной энцефалопатии. Тяжелая ГИЭ (стадия III по Sarnat) характеризуется смертностью в 80% случаев. У оставшихся в живых пациентов возможности часто ограничены, в том числе наблюдаются спастический ДЦП, тяжелая или глубокая умственная отсталость, корковая слепота или эпилепсия. У умеренно пострадавших (стадия II по Sarnat) пациентов результаты зависят от общего клинического течения и продолжительности неврологической патологии. Стадия II по Sarnat, продолжающаяся > 5 дней является плохим прогностическим признаком.
- Наличие судорог у новорожденных, особенно при их развитии в течение первых 12 ч после рождения и трудном проведении контроля за ними.
- Патология на МРТ, выявленная в первые 24—72 ч (изменения в базальных ганглиях и таламусе, отсутствие нормального сигнала на уровне внутренней капсулы или патология гиппокампа) является неблагоприятным прогностическим признаком, независимо от вышеуказанных переменных при рождении. Патологические признаки в области внутренней капсулы указывают на неблагоприятный исход у 33 из 36 новорожденных с стадией ГИЭ II по Sarnat.
- Тяжесть и продолжительность отклонений на ЭЭГ. Нормальная ЭЭГ в первые дни после родов в значительной степени прогнозирует благоприятный исход. При выраженных патологических изменениях на ЭЭГ можно думать о неблагоприятных результатах лечения. Эпизоды (вспышки) подавления и изоэлектрический рисунок при выполнении ЭЭГ позже 12-го дня жизни связаны с неблагоприятным исходом. Восстановление нормальной ЭЭГ на 7-й день жизни связано с нормальным исходом. Ранние (в течение первых дней после рождения) нормальные или почти нормальные признак ЭЭГ даже у «коматозного» ребенка являются хорошим предиктором благоприятного неврологического исхода.
- Аномальные вызванные зрительные потенциалы (АВЗП). Наличие АВЗП в течение первой недели жизни или отсутствие АВЗП в любое время проведения исследования обусловливает аномальные результаты при асфиксии доношенных новорожденных.
- Слух у большинства детей, пострадавших от перинатальной или послеродовой асфиксии. Дети с остаточным неврологическим дефицитом чаще страдают периферической тугоухостью и нарушениями центральных компонентов слуховых вызванных потенциалов, чем новорожденные, у которых не было развития недостаточности нервной системы, наводящей на мысль об остаточной дисфункции головного мозга.
- Микроцефалия в 3-месячном возрасте или патологические результаты неврологического обследования в возрасте 12 месяцев способны прогнозировать неблагоприятный неврологический исход в течение 5 лет. Снижение соотношения окружности головы (ОГ) (фактическая ОГ / ОГ соответствующего возраста х 100 %) > 3,1% от рождения до 4-месячного возраста указывает на возможное развитие микроцефалии до 18-месячного возраста. Субоптимальная скорость роста головы ассоциирована с умеренными церебральными изменениями в белом веществе на МРТ и является хорошим предиктором плохого неврологического исхода.
- Наличие атрофии зрительного нерва является неблагоприятным показателем в отношении зрения ребенка. У многих новорожденных с постасфиксической патологией ЦНС наблюдается более низкая оценка визуальной остроты и меньшие поля зрения.
В. У выживших пациентов с умеренной ГИЭ наблюдаются задержки навыков чтения, правописания, освоения арифметики. В отличии от детей с легкой ГИЭ и здоровых людей, данная группа характеризуется нарушенным вниманием и патологией памяти.