Клинические проявления. Врожденный токсоплазмоз может про­являться в неонатальном периоде, в течение первых нескольких месяцев жизни, в виде поздних осложнений или рецидивов инфек­ции или субклинических проявлений патологии. Субклиническая форма болезни встречается в большинстве случаев.

Клиническая форма болезни. Протекает с явной клинической картиной заболевания с генерализованными или изолирован­ными проявлениями со стороны ЦНС или патологией глаз. Поздние последствия прежде всего связаны с поражением глаз или ЦНС. Обструктивная гидроцефалия, хориоретинит, диф­фузная внутричерепная кальцификация — классическая триа­да токсоплазмоза. Новые поражения со стороны глаз могут раз­виться через много лет после рождения.

Б. Клинические признаки и симптомы, характерные для течения врожденного токсоплазмоза включают хориоретинит, патоло­гию со стороны ликвора (высокое содержание белка), анемию, судороги, внутричерепные кальцификаты, прямую гиперби- лирубинемию, лихорадку, гепатоспленомегалию, лимфоаде- нопатию, рвоту, микроцефалию или гидроцефалию, диарею, катаракту, эозинофилию, геморрагический диатез, гипотермию, глаукому, атрофию зрительного нерва, микрофтальм, сыпь и пневмонит.

 Сопутствующая патология. Токсоплазмоз связан с врожден­ным нефрозом, различного вида эндокринопатией (вторичной к гипоталамическим и гипофизарным нарушениям), миокар­дитом, эритробластозом с водянкой плода, а также изолирован­ной умственной отсталостью.

Диагностика

А.  Лабораторные исследования. Материнский диагноз «токсоп- лазмоз» во время беременности в первую очередь устанавлива­ется с помощью серологических тестов. Наличие или отсут­ствие симптомов или подробный сбор эпидемиологического анамнеза указывают на воздействие Toxoplasma gondii, но не являются основными приемами для верификации диагноза. Для полноценной диагностики необходимо проведение лабора­торных исследований. Диагноз «врожденный токсоплазмоз» новорожденных чаще всего основывается на клинических по­дозрениях плюс данных серологических тестов, однако в боль­шинстве случаев у новорожденных болезнь протекает бессим­птомно, и следовательно, без скрининг-теста не обойтись. Во многих больницах и коммерческих лабораториях серологичес­кие тесты на токсоплазмоз неточны и часто неверно интерпре­тируются. Таким образом, верификация диагноза «врожден­ный токсоплазмоз» может быть сложной задачей. Особенно это касается метода непрямой флуоресценции для выявления имму­ноглобулинов IgG, IgM и антител и иммуноферментного анализа, выполняемого для количественного определения IgM специфи­ческих антител. В 1997 г. FDA опубликовал рекомендации по предупреждению неправильного толкования серологических тестов на IgM. Рекомендации указывают, что все IgM-поло­жительные результаты должны подтверждаться путем прове­дения дополнительного исследования на токсоплазмоз референт­ной лабораторией (http: / /www. pamf. огд/ serology).

  1.  Прямое выделение из организма жидкости или тканей тре­бует выполнения инокуляции крови, биологических жид­костей, плацентарной ткани или других тканевых культур мышам. Методика не является легкодоступной. Заключе­ние, что в данном препарате обнаружены токсоплазмы, не несет никакой положительной информации за исключени­ем той, что данный пациент был ими инфицирован. Выделе­ние из организма плацентарной ткани коррелирует с внут­риутробной инфекцией.
  2.  Серологические тесты. Основным методом диагностики яв­ляется серологический. Иммуноглобулины G (определяе­мые с помощью реакции непрямой флюоресценции или иммуноферментным анализом) достигают пиковой концен­трации через 1—2 месяца после инфицирования и остаются позитивными неопределенно долго. У пациентов с серокон- версией или четырехкратным увеличением титра IgG сле­дует определить специфические IgM для подтверждения острой инфекции. Наличие IgM подтверждает острую или недавно перенесенную инфекцию. Иммуноферментный ана­лиз более чувствителен при определении IgM. IgM опреде­ляются через 2 недели после инфицирования, достигая пи­ковой концентрации через 1 месяц, и обычно исчезают че­рез 6-9 месяцев, но могут персистировать в отдельных случаях более 2 лет, затрудняя дифференцировку острой и перенесенной ранее инфекции. Определение IgA и IgE, уро­вень которых растет быстрее, чем IgM, полезно при диагнос­тике врожденного токсоплазмоза и обследовании пациен­тов, в частности беременных женщин, для которых инфор­мация о длительности и стадии инфекционного процесса чрезвычайно важна. Если тест на IgG положительный и отрицательный — на IgM, то это обычно означает, что в прошлом имела место экспозиция без активного заражения. Редко титры IgM нормализуются, если инфицирование про­изошло в начале первого триместра беременности и исследо­вания не выполнялись до конца третьего триместра гестации. Положительный IgM-тест указывает на острую инфекцию, особенно при высоких титрах. Тем не менее положительные результаты на IgM нуждаются в подтверждении со множест­вом маркеров (IgM, IgA и IgE) через референтные лаборато­рии. Токсоплазмический серологический профиль (ТСП) включает ИФА IgM, IgA ELISA, IgE ELISA и AC/HS (диф­ференциальная агглютинация). ТСП успешно используется с целью установления, была ли беременная женщина зара­жена паразитами. Исследователи PAMF-ТСП показали воз­можность снижения количества случаев развития самопро­извольных абортов примерно на 50% у женщин с началь­ным положительным IgM. Иногда, когда IgM-результаты неоднозначны, требуется проведение более специализиро­ванного тестирования — исследование на авидность показа­но в комплексе серологических тестов. Таким образом, воз­можно дифференцировать прошлую и недавно приобретен­ную инфекцию.
  3. Перинатальную диагностику можно выполнить с помощью полимеразной цепной реакции. В образце околоплодных вод получают ДНК микроорганизма. От выполнения кордоцентеза в значительной степени отказались из-за высокого риска травмы плода и меньшей целесообразности при диагнос­тике врожденной инфекции по сравнению с амниоценте- зом с последующим выполнением ПЦР. Так как антитела IgM и IgA не проникают через плаценту, у живых ново­рожденных они образуют основу серологической врож­денной инфекции. Токсоплазменная ДНК исследуется путем выполнения ПЦР. Биологический материал — жидкости организма (периферическая кровь, моча и спинномозго­вая жидкость).
  4. Исследование ликвора должно проводиться во всех сомни­тельных случаях. Наиболее характерными аномалиями яв­ляются — ксантодермия, мононуклеарный плеоцитоз и край­не высокое содержание белка. Выполняются также тесты с использованием ПЦР и определение IgM в ликворе.

Б. Рентгенологические исследования

  1.  УЗИ головного мозга и КТ головного мозга демонстрируют характерные диффузные внутричерепные кальцификаты.
  2.  Рентгенография трубчатых костей демонстрирует наруше­ния, в частности метафизарное просветление и неправиль­ные кальцифицированные линии в эпифизарных пласти­нах без периостальной реакции.

В.  Другие исследования. Офтальмологическое обследование по­казывает наличие у пациента хориоретинита.