Ведение пациентов. Врожденный токсоплазмоз поддается лече­нию достаточно хорошо, хотя и в настоящее время встречаются некурабельные случаи заболевания. Терапевтические препараты эф­фективны в фазу тахизоита, но не способны ликвидировать брадизоиты. Лечение острого материнского токсоплазмоза уменьшает риск потери плода и вероятность развития фетальной врожденной инфекции. Тем не менее эффективность лечения матери и возмож­ность предотвращения развития врожденного токсоплазмоза в на­стоящее время поставлены под сомнение. Недавно проведенный метаанализ слабо доказал связь между началом раннего лечения и снижением риска развития врожденного токсоплазмоза.
  • А. Лечение симптоматическое: младенцу назначаются сульфадиазин (50 мг/кг, дважды в сутки), пириметамин (2 мг/кг/сут. в течение 2 дней, затем 1 мг/кг/сут. в течение 2—6 месяцев, за­тем 1 мг/кг/сут. три раза в неделю), а также фолиевая кислота (10 мг три раза в неделю) в течение минимум 12 месяцев. Пос­ледовательная дальнейшая оценка состояния ребенка и эффект от проводимого лечения включают нейрорадиологические ис­следования, офтальмологическое обследование и при наличии показаний — анализ спинномозговой жидкости. Последующее наблюдение 120 детей с тяжелым врожденным токспоплазмозом продемонстрировало улучшение исходов лечения у детей, получавших 1 год лечение сульфадиазином и пириметамином по сравнению с контрольной группой. Необходимость назначения кортикостероидов остается несколько спорным вопросом, преднизолон (1 мг/кг/сут. в два приема) применяется при наличии белка в ликворе > 1 г/дл и при активном хориоретините, угрожающем нарушению зрения. Преднизолон продолжают назначать до снижения уровня белка в ликворе и до регрессии активного хориоретинита. Младенцы, получающие пиримета- мин и сульфадиазин, требуют проведения еженедельного кли­нического анализа крови (включая и следование уровня тром­боцитов) и мочи для обнаружения каких-либо неблагоприят­ных эффектов препарата. Вопрос о необходимости лечения бессимптомных новорожденных, выявленных в ходе обследо­вания, является спорным, поскольку надлежащее количество рандомизированных контролируемых испытаний проведено не было.
  • Б. Профилактика. Первичная профилактика — информирова­ние населения. Беременные женщины должны быть прокон­сультированы, что инфицирование токсоплазмозом можно в значительной степени предотвратить, готовя мясо правиль­ным образом и при должной температурной обработке (т. е. доста­точной, чтобы убить токсоплазмы). Шкуры животных требуют также необходимой обработки, овощи и фрукты перед едой не­обходимо должным образом мыть водой, необходимо чистить и мыть кухонные поверхности и посуду, на которых обрабатыва­лось сырое мясо. Птицу и морепродукты также следует гото­вить надлежащим образом, беременным необходимо избегать контакта с пометом кошек или при необходимости использо­вать перчатки, а затем тщательно мыть руки, не кормить ко­шек мясом, не прошедшем температурную обработку. Вторич­ная профилактика в некоторых странах осуществляется путем серологического скрининга беременных женщин и новорож­денных. Данный тест не получил широкого распространения в США.

Прогноз. Материнский токсоплазмоз, приобретенный в течение первого и второго триместров, ассоциирован с мертворождением (35%) и перинатальной смертностью (7%). У новорожденных с врожденным токсоплазмозом смертность достигает 12%. Данная группа детей подвержена развитию многих других проблем в даль­нейшей жизни (судороги, нарушение зрения, неспособность к обу­чению, глухота, умственная отсталость и спастичность).