Смысл установления симптома (равно как и синдрома, и диагноза) заключается в получении наиболее полной информации о характере расстройства, его прогнозе. Этой цели отвечает понимание психиатрической симптоматики в ходе её разносторонней оценки, т. е. многоосевого подхода.
Поскольку психиатрические симптомы отражают расстройство психической деятельности, то и соотносить их прежде всего следует с конкретными психологическими процессами, чтобы понять, какой из них нарушен: эмоции, мышление или восприятие (первая классификационная ось). Более того, чтобы определить феномен, характеризующий один из психических процессов, как патологический, т. е. в качестве симптома, его нередко требуется соотнести с другими психологическими сферами. Так, патологичен интенсивный страх, который когнитивно оценивается как неадекватный, т. е. когда больной понимает, что бояться нечего. Умозаключение бредовое, если восприятие не даёт для него достаточных оснований.
В качестве самых общих предварительных замечаний можно отметить следующее. Во-первых, важно подчеркнуть, что при психической патологии речь идёт о нарушении течения, а не содержания психических процессов. Разумеется, психиатр в первую очередь интересуется психологическим содержанием, т. е. результатом, продуктом психической деятельности, но только для того, чтобы судить о нарушении хода или качественной неадекватности психических процессов. Так, содержанием эмоциональной сферы может быть грусть, но это не означает, что непременно имеется депрессия. Мысли о преследовании не обязательно свидетельствуют о бреде. Необходимо установить неадекватность таких переживаний, которая как раз и выражает нарушение протекания психических процессов. В эмоциональной сфере неадекватными могут быть интенсивность эмоций и их продолжительность, содержание: несоответствие как обстоятельствам, так и психологическим переживаниям в других сферах. В когнитивной сфере может устанавливаться неспособность прийти к надлежащим суждениям, формирование неправомерных умозаключений (в том числе бредовых), изменение темпа или последовательности мыслительных процессов.
В области восприятия патологичны изменение его объёма, несоответствие реальности.
Во-вторых, следует учитывать, что содержание разных психических процессов тесно взаимосвязано (разделение психических актов на эмоции, мышление и восприятие производится с известной долей условности). В окружающей обстановке предметы, явления и события воспринимаются, когнитивно оцениваются и эмоционально окрашиваются не только как приятные или неприятные, но и как знакомые или чуждые, живые или неодушевлённые и т.д. Дисгармоничность содержания мыслей и чувств патологична. Так, если знакомая обстановка воспринимается с чувством новизны, то это деперсонализация, а если утрата близкого родственника не сопровождается чувством сожаления, то это эмоциональная обеднённость. Содержательную взаимосвязь психологических процессов следует учитывать при оценке феноменов, дополняющих базисную психиатрическую симптоматику, чтобы, установив определённый вид патологии, адекватно оценить и производные от него особенности, которые не обязательно свидетельствуют о расстройстве другого вида. Так, грустное содержание мыслей при депрессии отражает патологию не когнитивной, а эмоциональной сферы. (Для сравнения: грустное выражение лица не указывает на расстройство мимики у депрессивного больного.) Депримированность при персе- куторном бреде не обязательно является аффективным расстройством. Содержательную связь (конгруэнтность) могут обнаруживать и разные психопатологические процессы. Например, депрессивный аффект дополняется депрессивным (голотимным) бредом, а при персекуторном бреде выявляются клинические признаки депрессии. Однако в таких случаях не представляется достаточно обоснованным утверждать, что какое-либо из расстройств вторично, производно от другого. Любой базисный симптом неадекватен в своём происхождении. Поэтому сомнительно полагать, что возникновение одного базисного симптома должно быть адекватно наличию другого базисного симптома. Если зависимость содержания бреда от депрессии допустить легко (ведь оно несомненно отражает депрессивно окрашенную информационную среду, в которой находится пациент), то нельзя утверждать, что депрессия производит процесс бредообразования. Неубедительность такого предположения вытекает хотя бы из того факта, что частота депрессий несопоставимо превышает распространённость бреда.
В-третьих, взаимозависимость протекания психологических процессов (в отличие от их содержания) при обычной психической деятельности, в частности в рутинной обстановке, незначительна. Сильные же эмоции (волнения, огорчения и пр.) могут привести к редукции восприятия и снижению продуктивности мышления (вплоть до сужения сознания). Равным образом интенсивные мыслительные нагрузки способствуют эмоциональной анестезии и редукции восприятия. Соответственно, незначительные нарушения в одной из сфер по существу не отражаются на течении других видов психической деятельности, вероятность изменений в которых возрастает с углублением выраженности первичной патологии. Такие вторичные изменения по существу имеют характер психологической реакции и свидетельствуют об интенсивности первичного расстройства в смежной сфере психической деятельности. Так, при относительной тяжести депрессии замедляются когнитивные процессы, а при достаточной активности бредообразова- ния сужается диапазон эмоционального реагирования.
В-четвёртых, все три психологических процесса в норме непрерывны (в состоянии бодрствования), хотя это и не всегда легко распознать. При осознании собственной психической деятельности индивидуум склонен отдавать себе отчёт прежде всего в чём-то необычном. Так, он отмечает у себя плохое или хорошее настроение, но нейтральный фон настроения не означает его отсутствие. Если человек находится в привычной обстановке и не занят обдумыванием каких-то проблем, то это не свидетельствует об отсутствии мыслей, поскольку он знает, где он, кто он, чем он занят. Точно так же обстоит дело и с восприятием: если нет звуков, то слух определяет тишину (уровень которой субъективно различен, например, в дневное и ночное время). Привычная психическая деятельность включает комплекс весьма разнообразных, хотя и не интенсивных эмоций, мыслей и воспринимаемых образов. В этой гамме привычные оценки знакомого и незнакомого, приятного и неприятного не приводят к существенному изменению общего фона настроения, если только не случится череда благоприятных или, наоборот, досадных событий. В последнем случае речь идёт о «депрессии фона» (по К. Шнайдеру), которую следует рассматривать как вариант психологического, а не патологического реагирования на обстоятельства. Как подобные адекватные, так и аномальные мысли или чувства не «заполняют пустоту», а сменяют друг друга, а если возникает пробел в эмоциях, мышлении или восприятии, то такая «пустота» представляет собой результат аутохтонной патологии или реакции на необычные условия (например, при реактивно-шоковых состояниях). В соответствии с этим при деперсонализации необычные чувства не возникают из ничего, а представляют собой извращение привычных эмоций. В основе депрессий лежит исчезновение способности радоваться, которая в норме реализуется столь же постоянно, сколь и подверженность огорчениям.
В-пятых, в пределах каждой из указанных трёх сфер можно хотя бы условно выделить некоторые частные области и специфические характеристики. Так, следует иметь в виду разные типы мышления, качественно различные эмоции, особую область межличностных отношений, уровень мотиваций и влечений, фоновые и реактивные психические процессы. Соответственно, последовательно используя психологический классификационный принцип, можно и нужно оценивать патологию более дифференцированно, т. е. определять её конкретный тип, разную широту и уровень расстройства, которое может носить более общий (диффузный) или избирательный (парциальный) характер. Вероятность диффузного нарушения выше, во-первых, при массивном (интенсивном) патологическом воздействии и, во-вторых, при высоком темпе его развёртывания. Так, при острых состояниях вероятнее генерализованная тревога или приступы паники, тогда как для более стабильных состояний характернее изолированные фобии, например специфический страх острых предметов. Ещё более наглядна диффузность нарушений при экзогенно-органической патологии. Общее нарушение интеллекта наблюдается при органическом слабоумии и умственной отсталости, а недостаточность отдельных интеллектуальных способностей (математических или гуманитарных) или снижение критичности суждений в некоторых областях (социальной, самооценки) — при психопатологическом диатезе и шизофрении, хотя в последнем случае на конечных этапах болезни тяжелые дефицитарные нарушения принимают более диффузный характер.