Существуют три вида нарушения каждого из психических процес­сов (вторая классификационная ось): ослабление, искажение и усиле­ние. Симптомы первого и последнего видов принято называть, соот­ветственно, негативными и позитивными.

Ослабление психических функций отличается некоторой пред­почтительностью проявлений в зависимости от конкретного пси­хологического процесса. Для эмоций, как поверхностных, более зависимых от внешних условий, так и глубоких (составляющих компонент влечений), характерно снижение интенсивности (или от­сутствие). Что касается интеллектуально-когнитивной сферы, то ос­лабление интенсивности мыслительных процессов (обычно произ­водное от эмоционального состояния) не имеет большого клини­ческого значения, тогда как диагностическую ценность приобретает главным образом непродуктивность в суждениях и интеллектуальных операциях. В области восприятия особенно психиатрически значимо сужение его объёма.

Определённая специфичность прослеживается и в феноменах ис­кажения разных видов психической деятельности. Нормальные эмо­ции замещаются неадекватными или непривычными. При деперсона­лизации (дереализации) вместо ожидаемых эмоций, сопровождающих процесс (само)восприятия, возникают противоположные. Так, чувство целостности окружающего, взаимозависимости его составляющих за­мещается ощущением несвязности, разобщённости. При извращённых эмоциональных отношениях удовольствие начинает доставлять то, что прежде воспринималось нейтрально или вызывало неприязнь (или на­оборот). Так, начинает отдаваться предпочтение заношенному белью, становится приятным ощущение боли, аппетит вызывается чем-то пре­жде непривлекательным. Для мышления характерно искажение орга­низованности, стройности, последовательности, как при шизофазии. Искажение воспринимаемых образов относится к таким их парамет­рам, как форма, цвет, величина, удалённость (иллюзии, психосенсор­ные расстройства).

Другие симптомы правильнее называть не позитивными, а слож­ными, поскольку в их структуре определяются как негативный, так и позитивный компоненты. Последний можно рассматривать как своеобразную реакцию на недостаточность психической функции. Так, в ответ на потерю способности радоваться возникает сожаление об этой утрате (тоска). Без ангедонии нет депрессивного аффекта. Бред представляет собой «раскрепощение» мыслительного процесса, которое в качестве предпосылки требует снижения критичности к его продукции. Галлюцинаторные образы возникают на фоне уменьшения объёма восприятия.

Позитивный и негативный компоненты сложного симптома при­надлежат к одному и тому же психологическому процессу, но, в отли­чие от феноменов искажения, в которых происходит преобразование эмоции, понятия или воспринимаемого образа на неадекватные, они относятся к разным характеристикам этого процесса, его неоднород­ным аспектам. Поэтому сложные симптомы невозможно представить в качестве замещения адекватных психологических феноменов извра­щёнными. Так, если при деперсонализации адекватное чувство заме­щается на противоположное, т. е. неадекватное, но сопровождающее то же самое воспринимаемое явление, то при депрессии неадекват­ная утрата радости бытия дополняется адекватным (по содержанию) сожалением о произошедшей с индивидуумом перемене. В случае эмоционального искажения вместо равнодушия к любимым занятиям возникало бы отвращение к ним. Если при иллюзиях реальный образ восприятия замещается воображаемым, то при галлюцинациях вооб­ражаемому образу нельзя противопоставить уменьшение объёма вос­приятия, поскольку неправомерно противопоставлять активность вос­приятия его содержанию. При бреде снижению критичности невоз­можно в качестве аналога противопоставить усиление мыслительного процесса, поскольку содержательная продуктивность когнитивной деятельности и её интенсивность представляют собой её разнородные характеристики.