При депрессиях могут усиливаться и такие эмоции, которые не яв­ляются однозначно отрицательными. Сущность психологического механизма развития или усиления этих эмоций заключается не в потен­цировании их депрессивным аффектом, а в их компенсаторном значе­нии: хотя бы частично восполняется сниженный эмоциональный фон, необходимый для жизнедеятельности. Депрессивные переживания ут­раты при относительно неглубоких состояниях могут заставлять боль­ных выискивать что-то отрадное в настоящем или в прошлом. Пациен­ты невольно пытаются сосредоточиться на том, что было им особенно дорого. Это могут быть воспоминания из детского возраста, прошедшая любовь. Эти вновь переживаемые эмоции всё равно сопровождаются ощущением невозможности или неполноты счастья, поэтому они окра­шены элегически. Пример такой любви, воскресшей на период депрес­сии и растаявшей с её окончанием, описан В. В. Набоковым в повести «Машенька». В реальной жизни у больных обычно бывает возможность вновь попытаться наладить отношения с предметом своего чувства, что они и делают, хотя при этом могут осознавать никчёмность своих по­пыток не только возвратить прошлое, но и дать ему перспективу. Па­циенты могут сами оценивать свои реанимированные чувства как на­важдение и обращаться за помощью к психиатрам.

Если в период депрессии от пациентов уходят супруги, то они мо­гут не только сожалеть об утрате, но и начать испытывать к ним более тёплые чувства, чем когда бы то ни было. Компенсаторное рождение чувства возможно на разных этапах депрессивного эпизода и иногда приводит к радикальным изменениям отношений. Так, замужняя паци­ентка в начале депрессии стала острее реагировать на семейные ссоры, потеряла интерес к сохранению брака и предлагала мужу развод. Через несколько месяцев при углублении депрессии у неё «будто пелена с глаз упала»: она почувствовала, что любовь к мужу — главное в её жизни и ради неё она даже готова примириться со свекровью. Такое ожив­ление влечения (любви) следует объяснять задержанным включением компенсаторных механизмов, требующим достижения относительной тяжести состояния.

Компенсаторно могут усиливаться самые разные влечения, чаще других — влечение к алкоголю (или другим психоактивным вещест­вам), что приводит (правда, далеко не всегда) к формированию зави­симости. Нередко повышаются аппетит (булимическая симптоматика), агрессивность (переживаемая как гнев или злость), склонность к азар­ту (лудиомания). Востребованным может оказаться даже горькое удо­вольствие, что наблюдается при иронической депрессии. Вот пример компенсаторного значения суицидальной идеации. На фоне апати­ческой депрессии, когда молодой человек с наибольшим сожалением отмечал утрату жизненных целей, ему нравилось обдумывать возмож­ности и способы самоубийства. Он наглядно воображал, как готовил­ся бы и выполнял суицидальные действия, правда, не представляя, как выглядел бы его труп. Он фантазировал, как хорошо было бы исполь­зовать сразу несколько способов самоубийства, хотя и досадовал, что в реальности вряд ли возможны более четырёх. (Фактическое суици­дальное поведение носило явно демонстративный характер.) Вместе с тем депрессия может выявлять и истинное суицидальное влечение, когда пациенты чувствуют, что смерть принесёт им облегчение, избавит от непереносимой тягостности. Инстинкт смерти, обыгрывается ли он только идеаторно или приводит к суициду, нельзя считать патогномо- ничным для депрессии явлением, возникающим «из ничего». Депрес­сия — одно из условий для актуализации этого латентного влечения (как и всех остальных). Биологический смысл его состоит в устранении обузы (в частности, лишнего потребителя корма) для популяции, при том что ценность существования для индивидуума уже утрачена.

Несмотря на возможность компенсаторного усиления влечений, для недостаточного уровня эмоциональности при депрессии более харак­терно угнетение различных психических и физиологических процессов, общего уровня побуждений, включающего различные влечения. Если в клинической картине состояния на передний план выходят отдельные ослабленные или компенсаторно усиленные влечения, то можно гово­рить об относительной парциальности депрессивного аффекта.

Нередко наблюдаемая при депрессии недостаточная состоятель­ность мышления в англоязычной литературе получила название «псевдодеменция». Мыслительная несостоятельность может быть активно предъявляемой жалобой: «в голове будто кто ластиком поработал». Уг­нетающее влияние депрессивного аффекта на интеллектуально-когни­тивные процессы может иметь разные механизмы. Чаще всего речь идёт о недостаточной продуктивности мышления, обусловленной тем, что больному трудно сосредоточиться. В отличие от нарушений формаль­ного мышления, невнимательность обычно проявляется не изменени­ем спонтанного течения самостоятельно продуцируемых идей, а труд­ностями вынужденного обдумывания необходимых тем или слежения за чужой мыслью (при чтении, просмотре телепередач больной вдруг замечает, что ничего не усвоил) из-за переключения на переживание не относящихся к ним эмоций или на обдумывание других тем. Внима­ние представляет собой эмоциональную предпосылку целенаправлен­ного мышления, которое нуждается в определённом настрое: в одних случаях люди с самого начала эмоционально заинтересованы в обду­мывании конкретной темы, в других — выполнение необходимых мыс­лительных операций сопровождается у них хотя бы некоторым удов­летворением от исполненного долга или приближающейся перспек­тивы окончания нежелательного умственного занятия. Понятно, что при ангедонии эти положительные эмоции сглажены или отсутствуют, и, соответственно, предпочтительными становятся размышления с де­прессивным или компенсаторным содержанием, которое обсуждалось выше. Сосредоточенность на депрессивных переживаниях может при­водить к тому, что меньше внимания уделяется иной умственной де­ятельности. Из-за этого возрастает склонность к автоматическому по­ведению. Например, один пациент в период субдепрессий ловил себя на том, что продолжает говорить в телефонную трубку после того, как попрощался и разъединился с собеседником.

В ряде случаев продуктивность умственной деятельности снижа­ется в результате замедления темпа мышления, которое в амбулатор­ной практике отмечается гораздо реже, чем трудности концентрации внимания. Очевидная причина этого явления заключается в том, что ангедония лишает процесс мышления (равно как и двигательную ак­тивность) таких эмоциональных стимулов, какими являются радость или необходимость избежать опасности.

Если интеллектуальная недостаточность при депрессии носит об­щий характер, то в довольно редких случаях имеет место весьма резкое ослабление умственной продуктивности, описывавшееся как «интел­лектуальный крах». Не столь редко она выражена в гораздо меньшей степени, но при необходимости интенсивной интеллектуальной де­ятельности приводит к существенным социальным проблемам. Ин­теллектуальной нагрузкой является, например, обучение в вузе. Если при этом собственно депрессивный аффект относительно неглубокий, то такие состояния принято не вполне корректно называть «юношес­кой астенической несостоятельностью».

Депрессия представляет собой психологическую нагрузку, которая может провоцировать и углублять предшествующие латентные или яв­ные признаки как нарушения организации когнитивной деятельности, так и интеллектуальной недостаточности, в частности некритичность и трудности в оперировании понятиями, особенно конструкциями оп­ределённого рода, например математическими или вербальными. Так, одна из пациенток отмечала, что в период депрессии ей по несколько раз приходится подсчитывать стоимость покупок, пока она стоит даже в небольшой очереди (подробнее см. раздел «Основы психиатрической систематики: психопатологический диатез, транстипологические лич­ностные аномалии»).

Аналогичным образом при депрессиях могут проявляться и такие формы нарушения организации мышления, как соскальзывания, шпер- рунги и аморфность. Например, одна из пациенток отмечает, что ещё в школьные годы ей было сравнительно трудно следить за логикой тек­ста. В зрелом возрасте при развитии субдепрессивных состояний она отдаёт себе отчёт, что ей не удаётся последовательно и до конца обду­мать нужную тему. При этом она ловит себя на том, что думает о чём-то совсем другом, так и не разобравшись в первоначальном вопросе. При повторном активном обдумывании нужной темы соскальзывания могут повторяться. Иногда больная субъективно замечает сам момент потери нужной мысли.