Всё, что осознаётся человеком, относится ли оно к внешнему или внутреннему миру, имеет эмоциональную окраску, которая в силу ожидаемо (естественности) или привычности зачастую остаётся незамеченной. Среди таких привычных эмоций, сопровождающих информацию извне или изнутри, помимо удовлетворённости и уверенности, выделяются такие, которые особенно важны как для животных, так и для человека (впрочем, способности к мышлению снижают их значение). Об их искажении здесь и пойдёт речь. Если удовлетворённость и уверенность имеют разную степень выраженности и регулируют уровень биотонуса, а также общую активность психических и физиологических процессов, то эти другие неотчётливо осознаваемые эмоции подкрепляют (а то и предвосхищают) альтернативно меняющийся информационный смысл отдельных качественных характеристик воспринимаемых образов, дифференцируя значение некоторых из их свойств и стимулируя поведенческое реагирование на них. Эти эмоции способствуют определению воспринимаемых образов как знакомых или чуждых, живых или неодушевлённых, органичных или неестественных, взаимосвязанных или разобщённых. По-разному эмоционально окрашено свободное или вынужденное поведение, пребывание в интимной обстановке или под наблюдением. Отсутствие этого «эмоционального контроля качества» не вызывает чувственной реакции, поскольку он лишь подчёркивает когнитивно оцениваемый смысл воспринимаемого. В норме расхождение между эмоциональной и когнитивной оценками бывает редким. Но оно всё же имеет биологический смысл, когда рациональная обработка информации запаздывает. Например, при беглом взгляде на траву человек замечает в ней неподвижный чёрный предмет и считает его упавшим с дерева сучком, но при этом он «интуитивно» чувствует (в данном случае воспринимает эмоционально), что «сук» живой. Такое чувство заставляет его быть осторожнее, присмотреться внимательнее. Необычный отблеск сучка позволяет убедиться, что на самом деле это замершая змея, и избежать опасности.
Поскольку все привычные эмоции слабо замечаются индивидуумом, то и их недостаточность или исчезновение не привлекают особого внимания. Именно поэтому о привычном удовольствии и спокойной уверенности вспоминают главным образом после того, как в результате их исчезновения развиваются, соответственно, тоска и тревога. Отсутствие других привычных эмоций ещё менее значимо: биотонуса они не регулируют, а в информационном отношении они не столько определяют смысл ситуации, сколько подтверждают его. Поэтому оно становится субъективно очевидным главным образом при их замещении на неадекватные. (Более наглядны привычные эмоции при противоречивости информационного поля. Так, входя в незнакомое помещение, человек замечает знакомое лицо или что-то из мебели, и тогда эмоция новизны обстановки в целом естественным образом сочетается с эмоцией узнавания чего-то конкретного. Переживания неадекватности здесь нет.) В норме неважно, насколько интенсивно переживаемое чувство новизны в непривычной обстановке, да и присутствует ли оно вообще. Другое дело, если при этом появляется чувство знакомости. Оно противоречит реальности и тем самым сразу обращает на себя внимание как ложное, неестественное, неадекватное. Здесь привычная эмоция извращённо замещена противоположной. Именно такое субъективно неадекватное искажение эмоций, когда они, сопровождая восприятие себя и мира, замещены на противоположные, и следует считать деперсонализаций. В этой субъективной неадекватности, наряду с тесной связью с процессом восприятия, заключается специфичность деперсонализационного эмоционального искажения. Не относящиеся к деперсонализации эмоциональные извращения при аффективной патологии, расстройствах влечений и шизофреническом дефекте не вызывают субъективного неприятия. Так, посещение похорон и обсуждение этой темы со своими знакомыми приносит больному эмоциональное удовлетворение и рационально не отвергается. Наоборот, он живо интересуется обстоятельствами смерти и организацией ритуальных услуг. Девочке-подростку нравится обсуждать своих родителей в неприглядном свете, и она не считает это неприемлемым. Отсутствие переживания неадекватности в восприятии окружающего или себя самого исключает деперсонализацию.
Если, как это обычно бывает, понимать под деперсонализацией все субъективно замечаемые изменения самоощущения и мировосприятия и причислять к ней негативные эмоциональные феномены, например ангедонию или потерю чувства уверенности и, тем более, эмоциональное дефектное оскудение, то это приведёт к объединению разнородных феноменов и частичному дублированию понятий под разными терминами. Более того, патологично не замечать изменений в себе вследствие психического расстройства, а не наоборот. Например, если больной потерял память о себе, что называется биографической амнезией или аутоперсонамнезией (последний термин В. Г. Остроглазова удачнее, поскольку забывается не только биография), то чувствовать свою изменённость для него естественно и нормально, потому что он и в самом деле стал иным человеком. По логике психиатров, усматривающих здесь деперсонализацию, к её соматопсихическому варианту следовало бы отнести и случай с головой профессора Доуэля на том основании, что она телесно чувствовала себя иначе, чем до отделения от туловища. Личность может изменяться в процессе онтогенеза (см. раздел «Психическая патология и норма: инфантилы»), но относить это на формально этимологическом основании к деперсонализации, т. е. психическому расстройству, также лишено смысла.
Ввиду частого использования понятия «дефектная деперсонализация» о нём следует сказать особо. Во-первых, при ней чаще речь идёт о негативных феноменах, а не об искажении эмоций. Во-вторых, здесь не только нет переживания неадекватности перемен в эмоциональной сфере, но часто больные рационально обосновывают их («зачем нужно волноваться?»). Расстройство заключается в эмоциональном обеднении, а не в том, что пациент сам адекватно замечает, насколько стал равнодушнее. Поэтому, Строго говоря, здесь имеется не «нарушение самосознания», а только адекватное фиксирование больным реально произошедших психических изменений у него самого. Таким образом, введённое К. Haug понятие «дефектная деперсонализация» подразумевает лишь субъективно замечаемые и на самом деле имеющие место личностные изменения, а не деперсонализационную специфику. Субъективно может замечаться и органическое слабодушие, но вряд ли целесообразно вводить термин «органическая деперсонализация», хотя в ряде случаев можно констатировать сочетание деперсонализации и с шизофреническим дефектом, и с органическим слабодушием. Если же иметь в виду формирование дефекта на фоне деперсонализации, то по аналогии следовало бы ввести термины дефектной депрессии, се- нестопатии, галлюцинации и пр.