Ещё одна возможная жалоба больных с деперсонализацией — вос­приятие происходящего как во сне или как нереального. Эмоциональ­ная дифференциация реальности со сном важна для автоматического соблюдения адекватности поведения в часы бодрствования (например, большей осмотрительности). Во время сновидения чувство объектив­ной реальности (термин В.Х. Кандинского) отсутствует, поэтому че­ловек может вести себя раскрепощённее, но при всём этом ему ничего не мешает верить в реальность происходящего. Правильное осознание пережитого во сне происходит при пробуждении с возвращением чувс­тва объективной реальности, для чего даже не обязательно открывать глаза. Тут сновидение вспоминается с особым чувством призрачности. Иногда это чувство возникает и во время сна, но тогда нет веры в ре­альность происходящего. Даже при нормальной психической деятель­ности во сне между эмоциональным и рациональным компонентами переживаемого может быть несоответствие, но прямого противоречия нет. Психологическая и психиатрическая проблемы возникают из-за ощущения нереальности (призрачности) в мире, который рационально осознаётся как реальный. Здесь эмоции и когнитивная оценка находят­ся в прямом противоречии. Фактические жалобы могут включать даже «ослабление зрения», «расплывчатость границ предметов». Однако при этом удаётся установить, что во время таких переживаний, длящихся иногда часами, а иногда и днями, присутствует чувство, будто сон ещё не совсем кончился, и хочется протереть глаза, чтобы окончательно проснуться и лучше видеть.

Различное эмоциональное отношение проявляется к живому и неодушевлённому. У животных биологическое значение этой диффе­ренциации очевидно: живое может представлять собой опасность или пищевую ценность. Восприятие людей как манекенов, омертвелости окружающего, своего тела или его части — нечастое, но наглядное про­явление эмоциональной искажённости при деперсонализации. Безжиз­ненность окружающего мира в целом может отражаться в переживании его «как нарисованного». Обратное искажение заключается в ощуще­нии «дыхания жизни» в неодушевлённых предметах.

Биологически важна и дифференциация статичного и двигающе­гося, а также передвигающегося с разной скоростью (не случайно, животные для маскировки замирают или медленно подкрадываются). Особенно неадекватно (и для самих больных) выглядит переживание не только внешнего мира как застывшего, но и себя самого как остаю­щегося на месте при реальном передвижении. Сюда же следует отнести и некоторые жалобы на «утрату» чувства времени. Люди часто оши­баются в оценке реального хода времени. Так для школьников одни уроки пролетают быстро, другие тянутся «бесконечно». Такие ошибки, хотя и досадные, не имеют отношения к деперсонализации и зависят от эмоциональной поглощённости происходящим. То же самое явле­ние характерно и для патологической эмоциональной безрадостности, причём ощущение замедленности времени воспринимается депрессив­ными больными как субъективно понятное, естественное для скучаю­щего или грустного настроения. Такие жалобы не представляют собой первичной патологии и не должны квалифицироваться как деперсо­нализация, которая возможна только при извращении эмоций, сопро­вождающих переживание времени. Это извращение и субъективно оце­нивается не как банальная ошибка, а как необычное явление (больной видит движение часовых стрелок, но время для него застыло на месте). Здесь возникают эмоции, сопровождающие переживание неподвиж­ности, отсутствия перемен.

Интересно отметить, что в основе нарушения переживания времени могут лежать и другие, отмеченные выше эмоциональные искажения. При ощущении чуждости время может казаться лишённым сколько- нибудь субъективно значимого наполнения, «пустым». Чувство непос­ледовательности приводит к переживанию запутанности, неразберихи в чередовании событий. Возможно и искажение эмоций, сопровожда­ющих воспоминания, в результате чего создаётся впечатление жизни, уходящей в прошлое, или «обратного хода времени». Фактически ис­кажение здесь двойное: память о событиях отдалённого прошлого эмо­ционально окрашена таким же образом, как и представления о недавно случившемся или происходящем в настоящем, а последние или теку­щие события, наоборот, вызывают чувство давно минувшего. Для отме­ченных разновидностей нарушенного переживания времени характер­но сочетание не друг с другом, а с соответствующими эмоциональными искажениями, лежащими в их основе.

Человек и многие животные склонны настораживаться, а при необ­ходимости и менять своё поведение, когда замечают, что за ними наблюдают. Эмоция, сопровождающая осознание такого наблюдения, может возникать и несообразно ситуации, т. е. когда рядом никого нет. Это чувство присутствия постороннего или «олицетворённая осознан­ность» — нередкий вариант деперсонализации, при котором больной чувствует то же самое, что и при чьём-то реальном взгляде на себя, прекрасно зная при этом, что за его спиной никого нет. Это чувство бывает столь интенсивным, что пациенты на всякий случай оборачива­ются, чтобы лишний раз убедиться в отсутствии кого-либо за спиной. Субдепрессивный старшеклассник из-за социофобической робости имел обыкновение ходить по улицам, опустив голову, и видел людей не выше пояса. При этом у него иногда возникало ощущение, будто все на него смотрят. (В отличие от бреда, это деперсонализационное переживание не возникало, когда он воочию видел людей; к тому же он не переставал понимать, что это ему только кажется.) Случается, что присутствие постороннего ощущается даже и не за спиной, а в поле зрения (хотя рядом никого нет и не видно), и тогда нет нужды обора­чиваться. Иногда это чувство сочетается с сенестопатией (предположи­тельно, по аналогии с галлюцинациями воображения, способствуя её возникновению): ощущается что-то неопределённое на коже затылка или спины.

Для жизни в условиях групповой иерархии важно дифференциро­вать активное и произвольно независимое, с одной стороны, и ситуативно вынужденное или выполняемое подчинённо — с другой. Эта дифференциация также проходит с участием эмоционально-чувствен­ного компонента. Ощущение вынужденности в своей деятельности и в поведении окружающих заставляет сравнивать себя и других людей с автоматами, роботами, запрограммированными исполнителями, за­ведёнными механизмами. Здесь чувствуется не непосредственное фи­зическое управление со стороны каким-то лицом или аппаратом (как при психическом автоматизме), а следование чужой воле в силу её бо­лее высокого положения, безропотное подчинение тому, что положено или предназначено выполнять по необходимости.

Другое «социальное» ощущение направлено на формирование до­верия или осторожности: эмоционально-чувственным образом пове­дение окружающих оценивается как естественное или неестественное, притворное (притворство известно и у животных). Искажённое пережи­вание наигранности как вариант деперсонализации встречается редко, чаще это компонент острого чувственного бреда, при котором, во-пер­вых, одновременно присутствует ощущение особого (скрытого) значения в поведении окружающих, во-вторых, нет рационального осмысления его как неадекватного, которое формируется по выходе из бредового со­стояния. Именно вторая особенность этого эмоционального искажения, представляющего собой компонент бредового расстройства, не позволя­ет констатировать его деперсонализационную природу.

Таковы искажения основных биологически значимых эмоций, ко­торые нередко сочетаются друг с другом. Возможны и другие извращения, в частности специфичные для аффективных нарушений (о них будет сказано ниже). Некоторые варианты встречаются исключительно редко. Например, одному из пациентов А. А. Меграбяна одна полови­на собственного тела напоминала Маяковского, другая — Есенина, а посредине был он сам. Такое деперсонализационное перевоплоще­ние — результат частичного замещения эмоционального представле­ния о себе чувственными образами известных поэтов, эмоциональное отношение к которым сложилось в результате знакомства с их жизнью и творчеством.