Относящиеся к этой сфере негативные симптомы включают сниженный интеллект и приводящее к уменьшению продуктивности мыслительной деятельности нарушение её организации (некритичность). Умственная отсталость (олигофрении) и деменция (слабоумие) характеризуются относительно равномерной дефицитарностью интеллекта в разных познавательных сферах, хотя в первую очередь (в более лёгких случаях) нарушается способность к формированию более сложных, в частности отвлечённых, понятий. При функциональной патологии особенно часты такие проявления когнитивного дефицита, как избирательная интеллектуальная недостаточность и некритичность (хотя они не исчерпывают всех возможных проявлений когнитивных нарушений при ней).
Избирательная интеллектуальная недостаточность заключается в пониженной способности овладевать и оперировать понятиями в отдельных областях знаний (математика, гуманитарные или естественные науки). Обычно она существенным образом не препятствует школьному образованию, т. е. не глубока и, более того, может иметь лишь относительный характер, когда, например, вербальный интеллект укладывается в нормативы, но уступает математическому. При невозможности обучения в массовой школе констатируется олигофреноподобный дефект, сохраняющий признаки неравномерности интеллектуальных нарушений. Некритичность представляет собой дефицит организации мышления, когда его сниженная продуктивность объясняется игнорированием понятий, которые могут быть сформированы и формируются, но не используются надлежащим образом. Эти два вида когнитивного дефицита, наряду с искажениями хода мышления (соскальзываниями, аморфностью, шперрунгами), обычно усиливаются во время реактивных и фазных эпизодов, но в периоды ремиссий не сказываются значительным образом на общей когнитивной продуктивности (см. раздел «Основы психиатрической систематики: психопатологический диатез»). Грубое и относительно равномерное интеллектуальное снижение наблюдается преимущественно при органическом поражении головного мозга.
Сложный симптом нарушения когнитивной сферы (в отличие от эмоциональной) только один — бред. Обострения с бредовой симптоматикой развиваются гораздо реже (у меньшего числа больных), чем эпизоды со сложными аффективно-эмоциональными симптомами. Тем не менее именно бред традиционно считается центральной проблемой психопатологии, видимо, из-за сложности понимания, с точки зрения здравого смысла, механизмов возникновения внешне столь явного отклонения в психическом функционировании.
Правомерно полагать, что часть так называемых нарушений формального мышления, в частности разорванность (нелепое содержание грамматически корректно построенных фраз), соскальзывание (необоснованный и нецеленаправленный переход с одной мысли на другую), персеверации (неадекватная задержка на одной мысли, одном и том же ответе с неспособностью своевременно переключиться на новую мысль, новый вопрос), должна быть причислена к феноменам когнитивного искажения. Другие нарушения формального мышления, например его аморфность (расплывчатость), видимо, корректнее относить к когнитивному дефициту. Третьи, а именно резонёрство, вряд ли отражают когнитивную патологию. Эта потребность рассуждать представляет собой влечение, значение которого варьирует (см. рубрику «Другая психиатрическая симптоматика»).