Относящиеся к этой сфере негативные симптомы включают снижен­ный интеллект и приводящее к уменьшению продуктивности мыс­лительной деятельности нарушение её организации (некритичность). Умственная отсталость (олигофрении) и деменция (слабоумие) харак­теризуются относительно равномерной дефицитарностью интеллекта в разных познавательных сферах, хотя в первую очередь (в более лёг­ких случаях) нарушается способность к формированию более сложных, в частности отвлечённых, понятий. При функциональной патологии особенно часты такие проявления когнитивного дефицита, как избира­тельная интеллектуальная недостаточность и некритичность (хотя они не исчерпывают всех возможных проявлений когнитивных нарушений при ней).

Избирательная интеллектуальная недостаточность заключается в пониженной способности овладевать и оперировать понятиями в от­дельных областях знаний (математика, гуманитарные или естественные науки). Обычно она существенным образом не препятствует школьно­му образованию, т. е. не глубока и, более того, может иметь лишь отно­сительный характер, когда, например, вербальный интеллект уклады­вается в нормативы, но уступает математическому. При невозможнос­ти обучения в массовой школе констатируется олигофреноподобный дефект, сохраняющий признаки неравномерности интеллектуальных нарушений. Некритичность представляет собой дефицит организации мышления, когда его сниженная продуктивность объясняется игнори­рованием понятий, которые могут быть сформированы и формируют­ся, но не используются надлежащим образом. Эти два вида когнитив­ного дефицита, наряду с искажениями хода мышления (соскальзыва­ниями, аморфностью, шперрунгами), обычно усиливаются во время реактивных и фазных эпизодов, но в периоды ремиссий не сказыва­ются значительным образом на общей когнитивной продуктивности (см. раздел «Основы психиатрической систематики: психопатологичес­кий диатез»). Грубое и относительно равномерное интеллектуальное снижение наблюдается преимущественно при органическом поражении головного мозга.

Сложный симптом нарушения когнитивной сферы (в отличие от эмоциональной) только один — бред. Обострения с бредовой симп­томатикой развиваются гораздо реже (у меньшего числа больных), чем эпизоды со сложными аффективно-эмоциональными симптомами. Тем не менее именно бред традиционно считается центральной проблемой психопатологии, видимо, из-за сложности понимания, с точки зрения здравого смысла, механизмов возникновения внешне столь явного от­клонения в психическом функционировании.

Правомерно полагать, что часть так называемых нарушений фор­мального мышления, в частности разорванность (нелепое содержание грамматически корректно построенных фраз), соскальзывание (необос­нованный и нецеленаправленный переход с одной мысли на другую), персеверации (неадекватная задержка на одной мысли, одном и том же ответе с неспособностью своевременно переключиться на новую мысль, новый вопрос), должна быть причислена к феноменам когнитивного искажения. Другие нарушения формального мышления, например его аморфность (расплывчатость), видимо, корректнее относить к когни­тивному дефициту. Третьи, а именно резонёрство, вряд ли отражают когнитивную патологию. Эта потребность рассуждать представляет со­бой влечение, значение которого варьирует (см. рубрику «Другая психи­атрическая симптоматика»).