Выявление лишь порождённой некритичностью неадекватности поведения при отсутствии отмеченных выше особенностей представлений, которыми руководствуется индивидуум (независимо от того, ошибочны они или нет), не должно служить основанием для диагностики бреда. Степень неадекватности такого поведения зависит от глубины некритичности, но ни она сама по себе, ни возможная неправомерность взглядов ещё не свидетельствуют о развитии бреда. В подобных случаях психиатрам чаще всего приходится дифференцировать бред с неадекватной изобретательской, сутяжной и разоблачающей деятельностью. Она обычно проявляется на фоне не только некритичности, но и хотя бы стёртого гипоманиакального (или смешанного) аффекта, благодаря которому эти пациенты действуют особенно вдохновенно и напористо, с неоправданной, но несокрушимой оптимистичностью рассчитывая на успех. Разоблачители пытаются исправить то, что напрямую к ним не относится, часто обнаруживая неприятие некоего общего социального явления, которое и в обществе принято рассматривать как негативное. Изобретатели и сутяги по мере нарастания некритичности ведут себя всё нелепее, что нередко (но неверно) расценивается как «трансформация» сверхценности в бред. Неудивительно, что при этом обычно трудно определить, когда именно произошла такая «трансформация». По существу, в таких случаях невозможно сделать однозначное заключение о том, что содержание сверхценностей несообразно личностным особенностям больных или их прежнему опыту. На самом деле, единственный признак, позволяющий установить бред у больных с изобретательскими, разоблачительскими или сутяжными идеями, заключается в интуитивности проникновения в научную проблему, интуитивности осознания своей новой мессианской роли или появившегося неблагожелательного к себе отношения. При отсутствии этого критерия можно констатировать лишь наличие сверхценностей, в том числе и у больных с нарастанием негативно-дефицитарной симптоматики (некритичности) в рамках простой шизофрении. (Об ошибочных интерпретативных заблуждениях см. ниже — бредовые интерпретации.)
Ложной диагностике бреда способствует ограничение его характеристики ошибочностью, неисправимостью содержания и непостижимостью возникновения. Эти штампы не вполне точны и, что особенно важно, не достаточны. Бредовые идеи строятся на интуиции, поэтому как бы убеждённо («одержимо») и неадекватно больной ни следовал своим сверхценным взглядам, основанным на собственной логической ошибке или почерпнутым от других, хотя бы «творчески» развитым до нелепого гротеска (например, разрабатывая систему «радикального» оздоровления), насколько бы непостижимо ни выглядели его убеждения, их нельзя считать бредовыми. Важно не что больной думает, а как он пришёл к этой мысли и как она сохраняется. Непостижимо не содержание бреда, поскольку оно архетипически значимо, отражая банальные психологические комплексы (например, возможность причинения ущерба социумом или претензии на более высокое положение в нём), а развитие бредовой некритичности: каким образом убеждённость в верности своей догадки сосуществует с пониманием неубедительности догадок вообще. Пациенты напряжённо обдумывают бредовые сюжеты, не жалея усилий, иногда используя (хотя и однобоко) логику для подтверждения своих болезненных представлений, но о том, что их мнение исходно основывается всего лишь на догадке, они должным образом не задумываются. Кстати, говоря о «непостижимости» возникновения бреда, нельзя не задаться вопросом, каким образом можно «постигнуть» аутохтонное развитие любой психиатрической симптоматики. Например, как у человека с биографией оптимиста без видимых причин возникает депрессия? Более того, порой непостижимо появление вполне здравых, но нестандартных мыслей.
Для более детального анализа бредовых расстройств необходимо иметь в виду течение и разновидности мыслительных процессов в норме. С психиатрической точки зрения, можно выделить четыре основных типа мышления: интуицию, воображение (фантазирование), логический анализ (интерпретация) и ассоциации. При этом абсолютное противопоставление интуиции другим типам мышления невозможно, поскольку именно она предоставляет набор догадок в качестве материала и для фантазирования, и для логического анализа, и для ассоциативного процесса. Идея опирается на инстинкт или опыт, поэтому предпосылкой адекватности мышления является их критическое использование.
Онтогенетически интуиция формируется в первую очередь: в раннем возрасте для умозаключений о текущей ситуации, её причинах и перспективе используются главным образом клишированные представления из прошлого опыта, которые сложились в аналогичных или близких условиях. Кроме личного опыта интуитивные решения основываются и даже в первую очередь на врождённых инстинктах. Готовые умозаключения, оценки и представления, адекватность которых применительно к реальным задачам или условиям остаётся непродуманной, и составляют суть интуиции. Субъективно интуиция воспринимается как мнение «ниоткуда» (или «откуда-то изнутри»). Фантазирование (воображение) представляет собой произвольный, активный процесс и дополняет имеющийся опыт или знания о реальности предположениями. Назначение воображения — в обыгрывании возможных вариантов как прошлого, так и настоящего и будущего. Это полезно для подготовки к различным ситуациям, к неожиданному ходу событий. Содержание воображения зависит не только от реальности и насущной необходимости, но и от эмоциональных потребностей. Поэтому в воображении часто рисуются (с разной степенью наглядности представлений) соответствующие желания, в частности основанные на инстинктах, и воплощаются страхи. Если воображаемое принимается за реальность или допускается как возможное с излишней долей вероятности, это свидетельствует о некритичности. С возрастом по мере развития навыков логического анализа последние всё чаще привлекаются для более строгой оценки верности интуитивных догадок и правдоподобности или реализуемости содержания воображения. Логика (также произвольный, активный тип мышления) обеспечивает правомерность, обоснованность умозаключений. Однако существует и необходимость перехода с обдумывания одной темы на другую для сопоставления оценок в рамках более широкого познавательного контекста. Этот переход осуществляется на основании выявления хотя бы частичного либо условного сходства между объектами или событиями. Такое распространение содержания мыслительного процесса «вширь» по условному или частичному сходству и происходит (как произвольно, так и непроизвольно) с помощью символических ассоциаций. Символы рано начинают использоваться в игровой деятельности. Конкретное оформление символических представлений, степень их условности зависят от богатства воображения: одни дети могут разыграть баталию, где бойцов символизируют жёлуди, тогда как другие не могут обойтись без оловянных солдатиков.
В зрелом возрасте символические умозаключения обычно в большей или меньшей степени сопровождаются логическими интерпретациями для подтверждения правоты самим себе или окружающим.
Четырём типам мышления соответствуют четыре типа бреда. Но, проводя параллель с мыслительным процессом в норме, следует указать, что при любом типе бреда всегда задействована интуиция. Бредовая интуиция изначальна при формировании любого типа бреда и может быть выявлена «в чистом виде».