Начальное проявление ассоциативного (символического) бреда состоит в переживании больным обращённого к нему непонятного намёка, дополняющего привычный смысл вещей, явлений и поведения окружающих. Но этот намёк заключается не просто в принятии больным на свой счёт того, что объективно к нему прямо не относится (т.е. он не исчерпывается бредовой интуицией). Хотя он и имеет непосредственное отношение к больному, он передаётся через условный сигнал, символический смысл которого требует расшифровки. Нередко этой так и не расшифрованной иносказательностью и ограничивается ассоциативный бред. Отличие от бредовой интуиции в том, что при ассоциативном бреде не просто изменён общий смысл обстановки и её атмосфера, отдельные предметы обращают на себя внимание не только нарочитостью, будто выставлены напоказ специально для больного, но в них закодировано особое символическое значение, разгадка которого сулит нечто важное. Цветы в руке прохожего, текст уличной рекламы, который нельзя понимать буквально, — это важные сигналы о том, что произойдёт, или о том, как следует поступать. На символизм замечаемых намёков может указывать то, что значение придаётся не столько предметам или явлениям как таковым, сколько их абстрактным характеристикам, таким как их число или соответствие геометрическим формам. Например, для больных важно, что их собеседник моргнул два раза, что трещины на асфальте составляют кольцо. Часто выделяются даже не конкретные предметы, а отдельные их свойства (например, окраска) или детали в отрыве от них самих; больному остаётся только догадаться, что это за предостережения или прорицания (в зависимости от направления, принятого бредовой интуицией).
Признаки остроты состояния при ассоциативном (символическом) бредообразовании выступают наиболее заметно. Некритичность развивается быстро и носит диффузный характер, не ограничиваясь неадекватностью умозаключений собственному опыту: без своевременной когнитивной обработки остаются многие отдельные факты и происходящие события, хотя по отдельности они и могут быть поняты. В результате нарушается продуктивность интегративной оценки происходящего. Эмоциональной реакцией на эту несостоятельность критического синтеза является аффект растерянности (недоумения), свидетельствующий об эмоциональной сохранности больных. Речь идёт о том начальном переживании умственной беспомощности, при котором больные задаются вопросом, что происходит с ними самими, почему они не могут понять происходящее вокруг них. По мере развития острого бредового состояния, когда по механизмам воображения и ассоциативно-символического мышления формируются всё новые бредовые идеи, объём непонятной информации обычно не уменьшается, а возрастает, фабула бреда может быть несвязной и даже противоречивой. Тем не менее больные перестают быть озабоченными собою и недоумевают уже о том, что происходит вокруг них, пытаясь распутать ситуацию. Этот феномен психиатры часто также относят к растерянности, хотя по существу здесь уже берёт начало психотическая загруженность, при которой больной всё более поглощён бредовыми и галлюцинаторными переживаниями, уделяя меньше внимания как обыденной реальности, так и своему душевному состоянию.
Поскольку ассоциативно-символическое мышление используется в первую очередь в игровой деятельности, которая создаёт искусственную ситуацию, то для ассоциативного бреда (символического значения) характерно не только свойственное и острому интуитивному бреду чувство неестественности и нарочитости происходящего, но и чувство условности, розыгрыша. Последнее (вкупе с переживанием внимания по отношению к себе) может реализовываться в соответствующем бредовом содержании, когда больные считают, будто всё подстроено, чтобы наблюдать за их реакциями на окружающую их зашифрованную информацию, будто их проверяют, могут ли они вообще разгадать подаваемые им сигналы. Символический смысл может приобретать и собственное поведение. Например, удаляя пятно с платья, больная думает, что очищает страну от скверны.
Наделение неясного намёка определённым содержанием принципиально не отличается от состояний с другими механизмами бредооб- разования. Здесь также имеют значение аффективный фон (депрессивный, маниакальный или тревожный), сформированные ранее психологические комплексы и конкретные факты жизненного опыта. Хотя существуют общепринятые символы (например, религиозной принадлежности), в порядке вещей и сугубо индивидуальное, непривычное раскрытие иносказательных значений. Так, для одного больного предвестником смерти служит изображение креста, и это банально, а для другого кончину символизирует электролампочка, что со стороны может представляться абсурдным. Смысл бредового символа может быть и противоположным общепринятому. Например, одна больная, увидев по телевизору кресты на могилах, сочла их знаком того, что её покойный отец на самом деле жив. Но каково бы ни было содержание бредового символа, не оно служит диагностическим критерием. Как и здоровые люди, пациенты в принципе понимают условность символа (намёка) и его возможную субъективность, но патологическая некритичность в случае конкретного бредового символа проявляется в том, что он предназначен именно для пациента, указывая на то, к чему причастен лично он (это говорит об участии интуиции в формировании символического бреда). Субъективность символа не означает допустимости его многозначия для больного, который интуитивно убеждён, что тот, кто его создаёт, указывает на нечто совершенно определённое. Если символ раскрывает будущее, то оно представляется неотвратимым. Так, шприц в руке медсестры — знак того, что больной суждено стать наркоманкой («сесть на иглу»), и она испытывает ужас.
В отечественной психиатрии среди феноменов острого бредового состояния часто ссылаются на ложные узнавания. При ассоциативном бреде они фактически представлены бредом значения и отличаются от парциального бреда воображения с фабулой двойников (см. выше). На знакомого человека могут намекать любые отдельные особенности внешности, наряда, интонации голоса, сходное имя и пр. Тождественности в других деталях, указывающих на сходство между знакомыми и незнакомыми, для больного и не требуется. Напоминание о ком-то другом под не схожей с ним внешностью и служит символом тождества. Например, один пациент счёл своего отца главой государства (причём конкретным и известным политическим деятелем), потому что номер его удостоверения начинался с нескольких нолей, как это бывает у самых важных персон.
В острых бредовых состояниях как скрытая, так и символически понятая многозначность окружающего на фоне выраженной некритичности может приводить к субъективному ощущению чехарды, быстрой смены событий, когда больные жалуются, что они будто в проходном дворе, где, якобы, появляются всё новые люди и где всё время происходит что- то новое. Достаточного времени на логический анализ у пациентов нет, зато ассоциативное мышление по существу не требует затрат времени.