К существенным признакам остроты состояния следует относить не только механизмы бредообразования. Для острых состояний (быстро развивающихся и относительно непродолжительных) характерна диффузность бредовых расстройств, т. е. склонность к включению в бредовую фабулу максимально широкого круга явлений, событий и лиц из своего окружения. Диффузность наиболее свойственна ассоциативному бреду, тогда как бред воображения может быть как диффузным, так и парциальным. В острых состояниях больные ощущают угрозу повсюду, а в хронических — даже замысловатые бредовые построения сосуществуют с адекватной оценкой обыденного окружения, что говорит о их относительной парциальности. Хотя интерпретативные механизмы мало характерны для острых и диффузных бредовых расстройств, элементарные интерпретации всё же возможны. Так, больная, повсюду замечающая особое отношение к себе, догадывается, что автомашины притормаживают поблизости специально ради неё. При этом она испытывает зуд на спине. Сопоставляя одно с другим, она решает, что из машин на неё чем-то воздействуют, и раз это воздействие бесконтактное, значит — лучевое.
Таким образом, нельзя считать, что острота состояния определяется механизмом бредообразования. Логичнее думать, что темп нарастания некритичности и её глубина, в зависимости от которой бред отличается диффузностью или парциальностью, определяют предпочтительность ассоциативного или интерпретативного бредообразования. При стремительном развитии некритичности и неспособности критически осмыслить широкий круг явлений не только предпочтительны более быстрые типы мышления (в частности, ассоциативное), но и нет потребности в более требовательном осмыслении своих интуитивных предположений. Плавное нарастание некритичности создаёт условия для более обстоятельного интерпретативного осмысления происходящего, а её меньшая глубина требует большей «обоснованности» для подтверждения интуитивных догадок.
Общий клинический прогноз, особенно прогноз микросоциальной адаптации, в значительной мере определяется не столько сохранением или прекращением активного бредообразования, сколько формированием более или менее критического отношения к бредовым идеям. Так, иногда у амбулаторных больных бредовое переживание повышенного внимания к себе возникает практически каждый раз при выходе на улицу. Тем не менее критические сомнения в правомерности этого переживания приводят к его быстрой дезактуализации, и оно не отражается на поведении больных.
Возможность полной ретроспективной критики в отношении бредовых идей сомнительна. Бывают случаи, когда пациенты уверенно отрицают правдоподобность всех прежних бредовых умозаключений. Но крайняя редкость таких случаев заставляет предполагать, что больные не вполне искренни в этом своём отрицании, а подыгрывают лучшим врачебным ожиданиям.
Следует выделить по меньшей мере два параметра, которые определяют степень критичности к содержанию бреда. Первый заключается в общем уровне критического осмысления действительности, благодаря которому отрицается возможность наименее правдоподобных и приемлемых для социума представлений. Так, ошибочность мыслей о телепатии признаётся легче, чем о претензиях на жилплощадь, представления о воскрешении из мёртвых отрицают скорее, чем о присутствии инопланетян. Общий уровень критичности снижается постепенно и необратимо при прогредиентном течении хронических бредовых психозов (при углублении шизофренического дефекта), создавая предпосылку для некритичного отношения к формированию фантастического содержания бредовой фабулы. После острых состояний с фантастическим содержанием бреда общий уровень критичности восстанавливается относительно быстро, причём в некоторых случаях на высоте состояния он колеблется, что заставляет пациентов сомневаться в правдоподобности своих бредовых представлений.
Ретроспективное критическое отношение к бредовым идеям существенно зависит и от механизма бредообразования (второй параметр). Даже когда ассоциативный бред не имеет нелепого содержания, больные легко приходят к заключению о неправомерности относящихся к нему представлений, поскольку содержание ассоциаций всегда полагается субъективным, а претендующих на объективность подтверждений своей правоте найти нельзя.
Интуитивные бредовые (как и небредовые) догадки, в том числе сочетающиеся с ассоциативным или интерпретативным бредом, обычно также относительно легко признаются ошибочными, но многое зависит от индивидуальной склонности доверяться интуиции. Как бы то ни было, интуитивное проникновение в сущность отношения к себе со стороны окружающих обычно позволяет заметить особое выражение их лиц, испытать «энергетическое» влияние и пр., а подобные субъективные наблюдения и ощущения, которые невозможно перепроверить и сравнить с впечатлениями окружающих, могут длительное время сохранять для больных видимость объективности, что препятствует восстановлению критики.
Интерпретативные бредовые идеи — наиболее стойкие, поскольку умозаключения, опирающиеся на логику и реальные факты, всегда представляются наиболее доказательными. Даже по окончании активного бредообразования больные подчёркивают, что они «ничего не придумали», отсылают за подтверждениями к свидетелям, а попытки разубеждения воспринимают как обидное для них недоверие. Альтернативные толкования событий представляются им только теоретически или формально возможными, по-настоящему не имеющими к ним отношения.