В основе навязчивых представлений также лежит влечение, пос­кольку воображаемые образы удовлетворяют эмоциональные потреб­ности пациента. (Наглядное воспроизведение в воображении своих опасений не принято рассматривать отдельно от навязчивых страхов.)

В рамках депрессий потребностью является сожаление как реакция на ангедонию, поэтому актуализируются печальные воспоминания и представления, которые при неглубоких депрессиях могут стано­виться навязчивыми, хотя чаще наплывы однообразных и фактически неконтролируемых тягостных или тревожных представлений не сопро­вождаются переживанием их эмоциональной чуждости.

Самый яркий пример навязчивых представлений — хульные мысли, отражающие агрессивные влечения, которые становятся особенно оче­видны, если сопровождаются желанием действия (например, выкрик­нуть ругательство).

Навязчивые влечения к двигательным актам (прикосновениям, пог­лаживаниям, вращению вокруг себя) обозначаются как компульсии. В отличие от ритуалов, желание движения здесь первично, лишено смыслового содержания, но в ряде случаев, как было отмечено выше, ритуалы могут становиться одновременно и навязчивыми влечениями. Поскольку в норме движения гораздо лучше поддаются волевому конт­ролю, чем эмоции и мышление, то и двигательные навязчивости могут сдерживаться успешнее. Однако неудовлетворение влечения сопряжено с нарастанием недовольства и напряжения, что и заставляет подчиняться ему, вслед за чем наступает раскаяние. При влечениях к дискретным пос­тупкам динамика их проявления и ограничивается этими циклами. На­пример, школьник испытывает потребность пережить приключение, что заставляет его совершать кражи, в которых он раскаивается и на какое- то время сдерживается от их повторения (клептомания). Если же при­влекателен какой-то процесс, то его выполнение отличается инертнос­тью, когда контроль за своевременным прерыванием привлекательной деятельности затруднён. Более того, она может продолжаться даже если уже начинает вызывать неудовольствие. Больной устаёт от мытья рук, ко­торое становится для него отвратительным. Процесс размышления (при умственной жвачке) начинает действовать угнетающе. Отношение к на­вязчивой деятельности становится двойственным: она и привлекательна и претит одновременно. Для сравнения можно отметить, что и в норме остановиться в удовлетворении влечения тем труднее, чем оно сильнее. Например, человек продолжает расчёсывать переставшее зудеть место, хотя это стало уже болезненным; поедать вожделенную пищу, хотя она вызывает уже не столько наслаждение, сколько отвращение.

Парциальность басизного эмоционального искажения при депер­сонализации, критическое отношение к ней, возможность стойкого или рецидивирующего проявления создают все необходимые предпо­сылки для формирования её навязчивого характера. О нём свидетель­ствует часто присущая ей субъективная мучительность. Вначале боль­ной удивляется деперсонализационным феноменам, пугается их или испытывает взволнованность, но страдать начинает из-за упорности их проявления. Ощущение нереальности (призрачности) окружающего са­мо по себе не является мучительным, пациент болезненно переживает неадекватную неотвязность этого чувства. Мучительность деперсона­лизации — крайнее проявление эмоционального неприятия её навязчи­вой природы, но нередко ею тяготятся менее остро. Она не свойственна относительно непродолжительным периодам деперсонализации.

Деперсонализационные феномены, как и страх, находят отражение в идеаторной сфере. При навязчивой деперсонализации соответству­ющие ей по содержанию мысли могут также принимать неотвязный характер. Например, при чувстве нереальности пациент занят бес­плодными раздумьями о своей социальной роли, смысле своей жизни, при ощущении бессвязности происходящего пациент может то и дело мысленно определять назначение окружающих его предметов, сознавая нелепость этого занятия и тяготясь им.

Навязчивое проявление иногда имеют сенестопатий, психосенсор­ные явления и галлюцинации. Их удручающая однотипность, когда пациент заранее знает о предстоящих неприятных переживаниях, уси­ливает их гнетущее влияние. Проследить его не всегда легко, посколь­ку патологические феномены неприятны и сами по себе. Тем не ме­нее иногда выявляется явная несоразмерность между тягостностью их стойкого повторения и неопределенностью самого переживания как та­кового (например, когда «чешутся мозги» или «поднимаются пузырьки по позвоночнику»).

Навязчивая разновидность кататонии — это простые тики, т.е. непроизвольные повторяющиеся элементарные движения (например, подёргивание плечами), которыми пациенты тяготятся. Кататония — двигательное расстройство, но нередко она сопряжена с нарушениями влечений, что особенно отчётливо проявляется при кататоническом возбуждении, неотъемлемым элементом которого являются импульсив­ные поступки. Чем сложнее тики (например, приседания, прикоснове­ния), тем заметнее элементы влечения. Так, если речь идёт о голосовых тиках, то компонент влечения трудно различим при попёрхиваниях, но отчётливее при произнесении слогов или отдельных слов. Как и при всех других нарушениях влечения, сдерживание навязчивых тиков при­водит к ощущению напряжения.

Описывался также навязчивый характер бреда, хотя эти пережива­ния и не оценивались как бредовые. Так, К. Ясперс ввёл понятие «на­вязчивая убеждённость», когда больной одновременно верит и не верит в навязчивую идею. Анализируя аналогичные случаи, можно отметить, что фактически вера в идею и сомнение в ней быстро сменяют друг друга. Идея — бредовая, поэтому в неё и верят, поэтому она и явля­ется убеждённостью. Однако содержание идеи неправдоподобно, что облегчает формирование частично критического отношения к ней, проявляющегося скорыми сомнениями. Тем не менее больные успе­вают вести себя по-бредовому, обращая на себя внимание главным образом нелепыми высказываниями (до поступков дело обычно не ус­певает доходить). В последующий период сомнений пациенты обра­щаются к близким или к врачу с одними и теми же рассказами о том, как они совершали выдуманные поступки, причём разуверения ими принимаются с удовлетворением или облегчением. Иногда в период сомнений больные напрямую спрашивают, могло ли в действительнос­ти произойти то или иное событие. Эти то и дело возобновляющиеся сомнения вызывают смятение или напряжение, которые и позволяют говорить о навязчивом характере бредовых переживаний. Например, школьница «вспоминает», как выбросила из окна кошку, избила од­ноклассников, которые устроили ей травлю. Несомненно, что, расска­зывая об этом снова и снова, она ждёт разуверений, которые успокоят её, но в тот же день или позднее она снова предполагает реальность этих событий и потом вновь интересуется, могло ли так случиться. По механизму развития в этих случаях (как и в наблюдении Ясперса) речь идёт о конфабуляторном бреде воображения. Докучающий харак­тер таких повторяющихся бредовых идей может быть трудно различим из-за их шокирующего или просто неприятного содержания. Иногда легче разобраться ретроспективно, когда больной с облегчением отме­чает окончание сомнений. Содержание навязчивого бреда может быть и банальным: на протяжении нескольких лет пожилому человеку, когда он видел соседа в окнах напротив своей комнаты, представлялось, что тот наблюдает за ним, желая завладеть его жилплощадью. Больной сам удивлялся, как такое может быть, поскольку его квартира приватизиро­вана, и отобрать её нельзя, но ничего не мог поделать со сложившимся у него впечатлением, на основании которого писал жалобы на соседа, а потом раскаивался.

Поскольку сомнения в реальности бредовых переживаний череду­ются с убеждённостью в ней, особенностью бредовых навязчивостей является слабость эмоционального неприятия их рецидивирования. Соответственно невелика выраженность сопротивления таким навяз­чивостям, по существу отсутствуют защитные меры.

Самая частая основа навязчивостей — страхи и влечения. Они могут комбинироваться и даже обнаруживать тесную связь. (Сопряжённость страха и влечения не случайна. Этология указывает на её инстинктивную закреплённость: опасность завораживает и тем самым привлекает к себе больше внимания, что повышает настороженность, а значит, и безопас­ность.) С одной стороны, защитные меры при навязчивых страхах, как было отмечено выше, могут трансформироваться в навязчивые влечения. С другой стороны, патологические влечения, в том числе навязчивые, могут провоцировать развитие навязчивых страхов. Например, навязчи­вое влечение к публично непристойному поведению сопряжено с воз­можностью формирования навязчивого страха такого поведения, при котором изначальное влечение со временем может угаснуть. Если при страхе острых предметов боятся не порезаться, а зарезать других людей, то ему предшествует хотя бы транзиторное агрессивное влечение (хо­тя оно неприемлемо для личности, и больные не склонны признавать его). При таком вторичном страхе утрачивается уверенность не в том, что собственная неосторожность маловероятна, а в том, что уже пере­житое влечение не возникнет вновь и что удастся совладать с ним. Здесь могут дополнительного формироваться и страхи другого содержания. М. М. Пришвин описывал свой страх так: «Каждый раз, когда я видел ос­трый предмет, меня тянуло схватить его и пустить в ход, и мне казалось, что я могу наделать ужасной непоправимой беды. Я придумал от такого страшного действия заговор». В связи с этим у него имелись и другие тревожные опасения: «вечно в страхе ждал, что моя слабость откроется, и здоровые гуси меня заклюют». (Он сравнивал себя с больным гусем в стае; профессор Мержеевский посоветовал ему ванны температурой 27 градусов.)

Тем не менее для большинства больных сочетание навязчивых стра­хов и влечений мало характерно, и существует общая тенденция к огра­ничению симптоматики или навязчивыми страхами, или влечениями. Навязчивые страхи возникают преимущественно у лиц с другими тре­вожными расстройствами, в том числе с психастеническим «складом личности». Навязчивые влечения развиваются при нередком наличии других проявлений патологии влечений. При синдроме Жиля де ля Ту- ретта, например, навязчивые тики сочетаются с копролалией, другими компульсиями, агрессивностью.