Не следует думать, что идеомания сопряжена с менее богатой эмо­циональностью. Эмоции идеоманов могут быть и весьма интенсивны, и нюансированы, но один из главных источников удовольствия для них — те эмоции, которые сопровождают идеаторно-понятийную де­ятельность. Нужно ещё раз подчеркнуть, что, как и всегда, формально взятые признаки, например общительность и забота о близких, не поз­воляют надёжно охарактеризовать этот психологический тип. Как иде- аторно спокойные, так и идеоманические личности могут в равной мере заботиться о своих близких, но если для первых это важно для сохранения или упрочения, а главным образом для реализации их эмо­циональных привязанностей, то последним не менее важно соответ­ствовать некоторым понятиям (например, о «святости кровных уз», о выполнении своего долга). Идеоманы менее склонны ограничиваться непосредственным удовольствием от общения, в котором они предпо­читают находить и информационно-познавательный или просветитель­ский смысл, они хотят дружить с теми, кто понимает и разделяет их взгляды. При этом одни из них (при эмоциональной дефицитарности) сухи и рациональны, а другие могут быть приятными и отзывчивыми, чутко улавливающими настроение собеседников.

Разумеется, у каждого человека имеются главенствующие мировоз­зренческие представления и доминирующие суждения о приоритетах в жизни. Однако если идеаторно спокойные личности преимуществен­но заимствуют их, выбирая лишь по необходимости наиболее подхо­дящие для себя, то идеоманы придают такому выбору гораздо большее значение, относятся к нему с большей заинтересованностью, стремятся более детально проработать, обосновать, а порой и творчески развить эти представления, что и свидетельствует о склонности к понятийной деятельности. Соответственно, различаются жизненные цели. Обычно для первых важнее поддерживать благополучные отношения с ок­ружающими, испытывать глубокие чувства (любви и дружбы), а для последних — соответствовать образцам и идеалам, достигать успеха в самых различных областях (причём «не слыть, а быть»). Ради своих целей идеаторно уравновешенные личности стараются соответствовать общепринятым образцам, а идеоманы — поддерживать хорошие отно­шения с окружающими. Однако методы достижения целей остаются лишь методами, и ими они всегда могут поступиться. При отсутствии существенных изменений в жизненных целях образ жизни идеоманов достаточно планомерен. Это значит, что по сравнению с идеаторно спокойными личностями они могут ради достижения цели пожерт­вовать большим и на больший срок. Так, известный историк (С. Со­ловьёв) мечтал о путешествиях, но думал совершить их только после завершения своих трудов, в результате чего так никуда и не выбрался (феномен «отложенной жизни»). Идеаторно спокойные личности могут вести размеренный образ жизни, если их вкусы не отличаются экстра­вагантностью или переменчивостью. Сходство с планомерностью идео­манов здесь лишь внешнее.

Сверхценность возникает вследствие влечения к понятийной де­ятельности именно повышенной интенсивности. Поэтому не надо забывать, что и идеаторно спокойные личности могут получать удо­вольствие от интеллектуальной деятельности и заниматься ею профес­сионально. Однако в их эмоциональной жизни она не занимает доми­нирующего положения, ради неё они не готовы поступиться многими другими удовольствиями, к своим интеллектуальным достижениям они относятся примерно с тем же энтузиазмом, что и к другим (спортив­ным, любовным, нравственным). Так, один сельский житель выделял­ся среди односельчан своими изобретательными планами то разводить и продавать землянику, то начать изготовление модных тогда деревян­ных бус, то заняться разведением карпов и т.д. Однако все его идеи были не настолько ему дороги, чтобы ради них напрягаться, и в специ­ально выкопанный экскаватором пруд карпы запущены так и не были, изготовление бус остановилось на стадии чурбачков, а для земляники не было подготовлено ни одной дополнительной грядки. Собственно, он и изначально был одухотворён не своими проектами, а мечтой лег­ко обогатиться (и получать от жизни максимум наслаждений). Первые незначительные трудности неизменно возвращали его к праздному вре­мяпрепровождению в привычной компании. Именно к лицам неидеоманической конституции следует относить ту особенность, которую И. С. Тургенев считал свойственной русским людям: всякое начина­ние выливается в разговор, и «наболтавшись досыта, они наполняются чувством удовлетворения, словно что-то сделали».

Сами идеаторно спокойные личности формально могут относить се­бя к мыслителям и способны на поступки во имя идеи, которые, впро­чем, не укладываются у них в хорошо продуманную систему. Так, несом­ненно относившийся к ним Ф. Ф. Юсупов считал себя философом, от­мечая простоту своей философии: «слушайся сердца прежде разума». (Этот лозунг можно считать квинтэссенцией жизненного стиля таких личностей.) Возмущённый, как и многие, влиянием Распутина, он учас­твует в его убийстве и только потом осознаёт, что до этого и не задумы­вался о последствиях, кто и как воспользуется сложившейся ситуацией, будет ли сам участвовать в последующих политических событиях.