Психологические комплексы личностей неидеоманической конституции ограничиваются кататимными, а у идеоманов помимо них обнаруживаются и сверхценные. При тех и других речь идёт об интенсивных эмоциях с относительно стойким когнитивным содержанием. Однако в кататимных образованиях идеаторное содержание лишь отражает ситуацию и имеет универсальное для всех эмоциональное значение. Основное место здесь занимает чувство. Когда влюблённому предстоит разлука, он напряженно обдумывает, как её избежать или пережить, его мысли заняты предметом страсти; когда после долгого перерыва кому-либо предстоит встреча с давнишними друзьями, он взволнованно вспоминает связанное с ними прошлое, а если его оскорбили, то с возмущением оценивает происшедшее как несправедливость. Столь же универсально значимы крупные удачи или трагедии, приводящие к формированию кататимий. К кататимиям следует причислять комплексы, основанные на неидеоманических влечениях. Там первичны чувства. Примером кататимного комплекса является ревность, в том числе причисляемая к «патологической» (небредовой). Зачастую здесь неправомерно квалифицируются «сверхценные идеи». На самом же деле ревность не порождается усиленным влечением к умственной деятельности. Она представляет собой инстинкт, т. е. основой её является эмоциональное отношение, тогда как возможность или факт измены служат лишь поводом к проявлению чувства.
Некоторое сходство со сверхценностями может приобретать напряжённое обдумывание тех или иных проблем при эмоциональных расстройствах. Такие проявления тревожного или депрессивного мен- тизма сопряжены с переживанием не удовольствия (как при идеоманическом влечении), а вынужденности. Так, во время субдепрессивного эпизода пациентка начинает много размышлять, сможет ли достичь большего в своей профессии, наладить гармоничные отношения в семье, чтобы не оказаться несостоятельной в жизни. Эти упорные тягостные раздумья — когнитивное оформление неудовлетворённости и сожаления. Если больные неидеоманической конституции, то подобные раздумья в прошлом им были не свойственны. Так, упомянутая пациентка никогда не ставила перед собой задачи чего-то достигнуть в профессиональной сфере, не задумывалась о том, как нужно правильно строить семейные взаимоотношения; по её словам, она «просто жила, чтобы жить».
Сверхценные образования строятся на идеях или понятиях, которые оттеняют индивидуальные особенности системы жизненных ценностей. Они свидетельствуют об особом отношении индивидуума к чему-либо, которое может разделяться лишь ограниченным кругом лиц (единомышленниками) или оставаться уникальным. Нумизмат собирает монеты, например, того исторического периода, который ему представляется особенно интересным. Такое увлечение сверхценно, поскольку в основе этого комплекса — идея, которая разделяется далеко не всеми. Если же у него украли коллекцию и он поглощён обидой, сетует на судьбу, своих близких или себя самого, то это — кататимия, поскольку основное здесь — чувства в связи с потерей любимой собственности, и это не отличает нумизмата от других людей. Важно иметь в виду, что не каждое увлечение идеоманов обязательно сверхценно, поскольку сугубо эмоциональные пристрастия им совсем не чужды. Собственно, и идеаторно спокойные личности бывают склонны к увлечениям, но они у них основываются не столько на идее (например, достижения), сколько на эстетическом или ином (даже физическом) удовольствии. В противном случае пришлось бы относить к сверхцен- ным все влечения, увлечения и эмоциональные предпочтения, например пристрастие к алкоголю, сексуальную ориентацию и пр. В случае банального увлечения спорт приносит лишь физическое наслаждение, упоение азартом, тогда как сверхценное увлечение им преследует целью также идею самосовершенствования или установления превосходства. Иногда требуется детально анализировать содержание психологического комплекса, чтобы понять, идёт ли речь о кататимии или сверхценности. Например, когда школьник занимается боксом, чтобы отомстить обидчикам, то при кататимии он руководствуется в первую очередь оскорблёнными чувствами, а при сверхценности он, кроме того, хочет и соответствовать образцу «настоящего мужчины», которому надлежит заботиться о своей чести, не ограничивающейся расплатой за оскорбление.
Разнообразные по содержанию варианты сверхценностей можно свести к двум, зачастую имеющим взаимодополняющий характер. В основе первого варианта лежат представления, утверждающие собственное достоинство благодаря правильному образу жизни, надлежащему поведению. Своё достоинство видится в приобщении к «подлинным ценностям», выборе верных приоритетов, следовании праведным принципам, долгу, традициям или в участии в каких-то значимых свершениях, движениях, преобразованиях и пр. Среди «истинных ценностей» могут быть духовные, нравственные (кодекс чести, справедливость, служение культуре, искусству, науке, религии, иерарху, определённой идее) и материальные (исключительное здоровье, ценная коллекция, богатство). Основной аффект, сопровождающий реализацию сверхценностей этого рода, — гордость. Даже если сверхценный комплекс включает общеизвестные истины, то горделивое удовлетворение приносит осознание их постижения, следования им. В заслугу себе может ставиться и претенциозная напыщенность, лишённая глубокого содержания. Так, в случаях сверхценного отношения к этикету идеоман хотя бы внутренне кичится своим неукоснительно безукоризненным поведением, считая его доказательством своей избранности.
Второй вариант содержания сверхценностей основывается на идее не просто достоинства, а превосходства, достижения наиболее полного успеха, высоких целей, включая их поиск и преодоление стоящих на пути трудностей, которые непосильны большинству. Задачи, поставленные перед собой, могут быть самыми разными: изобретения и рекорды, созидание шедевра, пополнение уникальной коллекции или материальное накопление, максимальное повышение уровня мастерства или осуществление особо успешной карьеры, внедрение новшеств, разработка самобытных проектов и пр. Л.Н. Толстой, например, искал истину (религиозную), разрабатывал нормы нравственной жизни. Влечение к поиску и открытиям вовсе не обязательно реализуется на высоком интеллектуальном уровне. Так, из числа известных любительских способов выращивания овощей может методично подыскиваться наиболее рентабельный. В ходе реализации сверхценностей, относящихся ко второму варианту, испытывается не только гордость, но и воодушевление, вдохновение.