Психологические комплексы личностей неидеоманической консти­туции ограничиваются кататимными, а у идеоманов помимо них обна­руживаются и сверхценные. При тех и других речь идёт об интенсивных эмоциях с относительно стойким когнитивным содержанием. Однако в кататимных образованиях идеаторное содержание лишь отражает си­туацию и имеет универсальное для всех эмоциональное значение. Ос­новное место здесь занимает чувство. Когда влюблённому предстоит разлука, он напряженно обдумывает, как её избежать или пережить, его мысли заняты предметом страсти; когда после долгого перерыва ко­му-либо предстоит встреча с давнишними друзьями, он взволнованно вспоминает связанное с ними прошлое, а если его оскорбили, то с воз­мущением оценивает происшедшее как несправедливость. Столь же универсально значимы крупные удачи или трагедии, приводящие к формированию кататимий. К кататимиям следует причислять ком­плексы, основанные на неидеоманических влечениях. Там первичны чувства. Примером кататимного комплекса является ревность, в том числе причисляемая к «патологической» (небредовой). Зачастую здесь неправомерно квалифицируются «сверхценные идеи». На самом же деле ревность не порождается усиленным влечением к умственной де­ятельности. Она представляет собой инстинкт, т. е. основой её является эмоциональное отношение, тогда как возможность или факт измены служат лишь поводом к проявлению чувства.

Некоторое сходство со сверхценностями может приобретать на­пряжённое обдумывание тех или иных проблем при эмоциональных расстройствах. Такие проявления тревожного или депрессивного мен- тизма сопряжены с переживанием не удовольствия (как при идеоманическом влечении), а вынужденности. Так, во время субдепрессивного эпизода пациентка начинает много размышлять, сможет ли достичь большего в своей профессии, наладить гармоничные отношения в се­мье, чтобы не оказаться несостоятельной в жизни. Эти упорные тягос­тные раздумья — когнитивное оформление неудовлетворённости и со­жаления. Если больные неидеоманической конституции, то подобные раздумья в прошлом им были не свойственны. Так, упомянутая паци­ентка никогда не ставила перед собой задачи чего-то достигнуть в про­фессиональной сфере, не задумывалась о том, как нужно правильно строить семейные взаимоотношения; по её словам, она «просто жила, чтобы жить».

Сверхценные образования строятся на идеях или понятиях, ко­торые оттеняют индивидуальные особенности системы жизненных ценностей. Они свидетельствуют об особом отношении индивидуума к чему-либо, которое может разделяться лишь ограниченным кругом лиц (единомышленниками) или оставаться уникальным. Нумизмат со­бирает монеты, например, того исторического периода, который ему представляется особенно интересным. Такое увлечение сверхценно, поскольку в основе этого комплекса — идея, которая разделяется дале­ко не всеми. Если же у него украли коллекцию и он поглощён обидой, сетует на судьбу, своих близких или себя самого, то это — кататимия, поскольку основное здесь — чувства в связи с потерей любимой соб­ственности, и это не отличает нумизмата от других людей. Важно иметь в виду, что не каждое увлечение идеоманов обязательно сверхценно, поскольку сугубо эмоциональные пристрастия им совсем не чужды. Собственно, и идеаторно спокойные личности бывают склонны к ув­лечениям, но они у них основываются не столько на идее (например, достижения), сколько на эстетическом или ином (даже физическом) удовольствии. В противном случае пришлось бы относить к сверхцен- ным все влечения, увлечения и эмоциональные предпочтения, напри­мер пристрастие к алкоголю, сексуальную ориентацию и пр. В случае банального увлечения спорт приносит лишь физическое наслаждение, упоение азартом, тогда как сверхценное увлечение им преследует це­лью также идею самосовершенствования или установления превос­ходства. Иногда требуется детально анализировать содержание психо­логического комплекса, чтобы понять, идёт ли речь о кататимии или сверхценности. Например, когда школьник занимается боксом, чтобы отомстить обидчикам, то при кататимии он руководствуется в первую очередь оскорблёнными чувствами, а при сверхценности он, кроме то­го, хочет и соответствовать образцу «настоящего мужчины», которому надлежит заботиться о своей чести, не ограничивающейся расплатой за оскорбление.

Разнообразные по содержанию варианты сверхценностей можно свести к двум, зачастую имеющим взаимодополняющий характер. В ос­нове первого варианта лежат представления, утверждающие собствен­ное достоинство благодаря правильному образу жизни, надлежащему поведению. Своё достоинство видится в приобщении к «подлинным ценностям», выборе верных приоритетов, следовании праведным при­нципам, долгу, традициям или в участии в каких-то значимых сверше­ниях, движениях, преобразованиях и пр. Среди «истинных ценностей» могут быть духовные, нравственные (кодекс чести, справедливость, служение культуре, искусству, науке, религии, иерарху, определённой идее) и материальные (исключительное здоровье, ценная коллекция, богатство). Основной аффект, сопровождающий реализацию сверхцен­ностей этого рода, — гордость. Даже если сверхценный комплекс вклю­чает общеизвестные истины, то горделивое удовлетворение приносит осознание их постижения, следования им. В заслугу себе может ста­виться и претенциозная напыщенность, лишённая глубокого содержа­ния. Так, в случаях сверхценного отношения к этикету идеоман хотя бы внутренне кичится своим неукоснительно безукоризненным поведени­ем, считая его доказательством своей избранности.

Второй вариант содержания сверхценностей основывается на идее не просто достоинства, а превосходства, достижения наиболее полно­го успеха, высоких целей, включая их поиск и преодоление стоящих на пути трудностей, которые непосильны большинству. Задачи, постав­ленные перед собой, могут быть самыми разными: изобретения и ре­корды, созидание шедевра, пополнение уникальной коллекции или материальное накопление, максимальное повышение уровня мастерс­тва или осуществление особо успешной карьеры, внедрение новшеств, разработка самобытных проектов и пр. Л.Н. Толстой, например, искал истину (религиозную), разрабатывал нормы нравственной жизни. Вле­чение к поиску и открытиям вовсе не обязательно реализуется на высо­ком интеллектуальном уровне. Так, из числа известных любительских способов выращивания овощей может методично подыскиваться на­иболее рентабельный. В ходе реализации сверхценностей, относящихся ко второму варианту, испытывается не только гордость, но и воодушев­ление, вдохновение.