Борьба за справедливость у личности неидеоманического склада кататимна, обусловлена обидой или сочувствием к обиженным. Идеоман же, помимо переживания обиды (или сопереживания обиженным), отстаивает идею, желая восстановить справедливость мироустройства. Понятия не столь переменчивы как эмоции (если речь не идёт об эпилептоидах), поэтому идеоманы упорнее в своей борьбе. При этом не следует думать, что они никогда не проходят мимо несправедливости. Если справедливость не входит в число их сверхценностей, то они могут ограничиться сочувствием пострадавшему. Точно так же, хотя твёрдая принципиальность более свойственна идеоманам, в принцип они могут возвести и беспринципность.
При сверхценной деятельности приверженность идее, осознание факта достижения цели нередко бывают важнее, чем её конкретные плоды. Например, идеоманы могут упиваться сознанием достигнутого обогащения, но продолжать вести весьма скромный образ жизни. Характерная особенность сверхценностей заключается в стремлении доказать правильность идеи или понятия. Когда подросток Достоевского «выдумал идею», будто каждый может скопить солидную сумму денег путём самоограничения, то его приводили в «восхищение» даже тренировки, во время которых он переходил на хлеб и воду, а предназначавшиеся ему суп и чай незаметно выливал в крапиву. Никаких средств это не приносило (он ещё жил не на свой счёт), зато подтверждало потенциальную верность его расчётов и выполнимость поставленной цели.
Сверхценности как таковые не служат признаком нарушения психической деятельности (ослабления или искажения какой-либо психической функции). Тем не менее анализ особенностей их проявления позволяет устанавливать психическую патологию, если таковая имеет место. Так, интенсификация формирования сверхценностей может обусловливаться гипоманией. Гипертимия, видимо, способствует и необычно яркому проявлению идеоманического склада уже в дошкольном возрасте (4—5 лет), когда дети, например, собирают газетные вырезки на определённую тему или досконально изучают план своего города и названия улиц. Сверхценное увлечение философией («метафизическая интоксикация») помогает обнаружить низкую когнитивную продуктивность (если таковая имеет место), когда усилия по изучению какого-то предмета явно превышают успехи в его освоении. Неадекватное следование сверхценным увлечениям в ущерб другим микросоциальным интересам свидетельствует о некритичности. Крайняя степень сосредоточенности на сверхценных идеях в ущерб чувственному мировосприятию — фанатизм. Как постоянный признак он известен скорее по художественной и психиатрической литературе, а не в жизни и не в психиатрической практике. Однако фанатизм не столь редок в качестве временного явления в рамках маниакальных состояний (например, больной начинает заниматься своими филологическими разработками почти круглосуточно, не успевая питаться должным образом, игнорируя семью). В иных случаях при этом усиливаются и другие влечения, например сексуальное. Явно возросшая, но малопродуктивная когнитивная деятельность у гипоманиакальных больных в качестве ведущего признака состояния известна как «резонирующая мания». Соответственно, при депрессиях сверхценные увлечения обычно хотя бы частично утрачивают свою привлекательность. Сужение круга интересов, в том числе и сверхценных, при шизофреническом дефекте наблюдается вследствие стирания эмоционального компонента мотиваций. Если эмоциональная дефицитарность имеет врождённый характер и достаточно выражена, то сверхценные интересы изначально выглядят однобокими на фоне равнодушного отношения ко многим другим аспектам жизни.
Идеоманическая конституция представляет собой постоянную готовность к формированию сверхценностей, а её реализация и конкретное содержание зависят и от средовых условий. При этом можно утверждать, что при отсутствии идеоманической конституции сверхценностей не бывает. Так, если после болезненного эпизода выявляется сверхценная ипохондрия, то у такого больного в анамнезе удаётся установить изначально присущие ему особенности, характеризующие его как идеомана.
Следует отметить, что при причислении сверхценностей к патологии часто неправомерно опираются лишь на социальный критерий: их носители дезадаптированы, а содержание не устраивает окружающих. Соответственно, социально нейтральные и полезные для общества сверхценности в качестве патологических рассматривать не принято, хотя содержание психических переживаний не может служить достаточным основанием для диагностики психической патологии. Даже при бреде патологично не содержание идей (например, у писателей- фантастов и их читателей оно может быть весьма причудливым), а сочетание специфической некритичности с гипертрофированностью того или иного типа мышления. Содержание идей лишь даёт повод выявить возможную патологию. Социальная дезадаптация также должна анализироваться как обусловленная содержанием сверхценной идеи (тогда она не свидетельствует о психическом расстройстве) или психиатрическим симптомом (например, некритичностью).
Различия между идеоманическим и неидеоманическим складом личности могут отражаться на психологическом содержании реактивных и эндореактивных состояний. Например, в одной семье у мужа и жены обнаруживают эндореактивные депрессии, развившиеся в связи с ситуацией, в которой находится их дочь, оставшаяся с ребёнком без мужа и надёжного финансового источника существования. Однако если жена как идеаторно уравновешенная личность тревожится главным образом из-за того, что дочь мучается, поскольку у неё сохраняются чувства к своему бывшему супругу-алкоголику, а тот периодически пытается возобновить с ней отношения, не давая забыть о себе, то муж- идеоман опечален прежде всего самим фактом безбрачия дочери, что нарушает в его понимании должную схему устройства семейных отношений.