К психологическому (непатологическому) личностному типу относят­ся и инфантилы. Характеристики психического инфантилизма тради­ционно ограничиваются постулированием недозрелости или несформированности неких психических функций, например чувства долга, ответственности, самостоятельности, сдержанности. Неудовлетворён­ность подобным пониманием связана, во-первых, с тем, что, имея де­ло с психической патологией, психиатры неизбежно включали в пси­хический инфантилизм и наиболее распространенные её проявления. К инфантилизму, в частности, относили такие признаки некритичнос­ти, как поверхностность суждений, или такой вариант эмоциональной дефицитарности, как отсутствие заинтересованности в установлении семейно-брачных отношений, тогда как эти признаки вполне могут объясняться психопатологическим диатезом, распространённость ко­торого в популяции чрезвычайно велика. Во-вторых, для определения инфантилизма использовались сводные или разнородные описатель­ные понятия, которые отражают совокупность психологических (да и микросоциальных) характеристик, таких как «безответственность» и «несамостоятельность». Использование имеющих различное объяс­нение понятий, если и оправданно для оценки статистического матери­ала, то мало пригодно для анализа сущности инфантилизма. В приме­нении клиницистов весьма неопределённы заимствованные у психоло­гов понятия идентификации, самосознания и самооценки, мотивации, в которых желаемое для индивидуума или ожидаемое им по-разному соотносятся с его критической оценкой реального. Аморфные понятия делают малообоснованными заключения об инфантилизме как вариан­те «недоразвитости».

Для понимания сущности инфантилизма следует прежде всего оха­рактеризовать специфику детско-подростковой психики. Она заклю­чается, во-первых, в отсутствии опыта и, во-вторых, в таком своеобра­зии процессов психического функционирования, которое обеспечивает приобретение недостающего опыта в минимальные сроки, с макси­мальной прочностью и в оптимальной последовательности.

От темпов и качества усвоения разнообразных навыков и опыта в процессе созревания как человека, так и многих животных напрямую зависит возможность последующего самостоятельного адаптированно­го существования. Эмоциональной предпосылкой активного обучения является прежде всего привлекательность процессов познания, благо­даря которой дети отличаются большей любознательностью, чем взрос­лые, и всё новое находит у них более живой отклик.

Стремление к познанию и приобретению опыта реализуется и в иг­ровой деятельности, а несколько позднее включает также влечение к фантазированию. И тут и там в условной (например, сказочной) форме обыгрываются варианты будущего ситуативного поведения, т. е. происходит подготовка к последующей адаптации. Разумеется, степень привлекательности игр и фантазий существенно разнится, ещё замет­нее межиндивидуальные различия в способностях к воображению, ко­торое служит предпосылкой для реализации этих двух видов влечения, но возрастная тенденция к их ослаблению несомненна.

Успехи в обучении, как и заинтересованность им, возрастают бла­годаря особой интенсивности эмоций. Она объясняет повышенную впечатлительность детей и выражается также в горячности, неспо­собности сдерживаться. Эмоциональная яркость переживаний лежит в основе псевдологии детей: начиная выдумывать, они увлекаются сво­им рассказом настолько, что уже и сами верят в него (эмоциональная некритичность). Чувственная оживлённость у детей проявляется и в их эмоциональной сопричастности окружающим. Они легко заражаются общим настроением, быстро готовы включиться в атмосферу театраль­ной постановки или кинофильма, хотя и не всегда в состоянии адек­ватно различать чувства взрослых и понимать смысл драматургического произведения. Благодаря глубокому сопереживанию обращаться из за­ла к киногероям могут даже те дети, которые уже знают сюжет и пони­мают его неизменность. Эмоциональная сопричастность окружающим стимулирует подражательное поведение детей, которое служит целям обучения.

На взрослых детские эмоции по пустяковому поводу нередко произ­водят впечатление несоразмерно бурных. При оценке таких «пустяков» необходимо помнить, что дети живут настоящим в условиях родитель­ской опеки, и важные для взрослых стратегические соображения для них мало актуальны, поскольку не детям надлежит помнить о перспективах, а старшим, имеющим для этого куда больше опыта и аналитических навыков. Даже подростки, уже понимающие смысл ситуации, нередко сохраняют склонность к безрассудной запальчивости, к риску ради чувства азарта, предвкушения удачи, а вера в свой шанс основывается на страстном стремлении получить желаемое, расчёты же в такой ситу­ации — редкость.