Игнорирование перспективных задач в сочетании с непродолжи­тельностью эмоциональных реакций даёт основание многим психиат­рам говорить о свойственной детям «поверхностности». Этот описа­тельный термин не вполне корректен, поскольку на самом деле эмо­циональные реакции у детей глубокие, хотя и короткие. JI. Н. Толстой, описывая неприязнь Николеньки к учителю, когда тот его будит, от­мечает, что она включает даже отвращение к его одежде. Но уже че­рез несколько минут он меняет свое отношение на противоположное, и кисточка на колпаке учителя из противной превращается в милую, причём раскаивается ребёнок до слёз. Не случайно яркие эмоции в на­родных поговорках соотносятся с чувствами именно детёнышей живот­ных: «телячьи нежности», «щенячий восторг», «поросячий визг» (для сравнения: «бычья сила», «собачья жизнь», «свинское поведение»).

«Поверхностность» может обозначать и недостаточную когнитив­ную проработку ребёнком своих приоритетов. Они во многом скла­дываются на основании собственного опыта. А поскольку у детей он не может быть достаточным, говорить о «поверхностности» у них некорректно; когнитивная же поверхностность у взрослых — признак псевдоинфантилизма (см. ниже).

Опыт приобретается на протяжении всей жизни, но вначале (в де­тстве) предпочтительна самая общая ориентировка, когда познание направлено именно «вширь», экстенсивно (существование надёжнее у тех, кто знает понемногу обо всём, а не в подробностях о чём-то од­ном). Успешности такого обучения способствует многовекторность ин­тересов. Но если в раннем возрасте дети могут задавать вопросы на са­мые разные темы, то у подростков (см. ниже) интересы направляются и «вглубь», т.е. идет всё большее переключение на детализацию и су­жение интересующих тем, как в зрелом возрасте. Для экстенсивности интересов важна и пластичность эмоций, т. е. лёгкость возникновения, непродолжительность, быстрая сменяемость. Это проявляется и нетер­пеливостью, неспособностью длительно заниматься монотонной де­ятельностью, не приводящей к быстрому успеху. Если бы дети подолгу эмоционально фиксировались на чём-то одном, то это мешало бы ус­воению самого необходимого в других областях. Учитывая относитель­ную непродолжительность эмоциональных реакций у детей, психиат­ры устанавливают их патологичность при более коротких сроках, чем у взрослых.

Детская эмоциональность предпочтительно откликается на настро­ение в группах (сверстников и близких), а не на индивидуальные пе­реживания окружающих. Н. Г. Помяловский описывает, как, встречая новичка в бурсе, ученики по очереди для забавы издеваются над ним, хотя вполне понимают его мучение и даже притворно сочувствуют ему, чтобы снова под общий хохот обидно подшутить. Действительно, при индивидуальных беседах со школьниками можно убедиться, что они часто беззлобно настроены к жертвам коллективных издевательств, в сущности ничего против них не имеют и даже понимают неприятные последствия своего поведения (в том числе и для себя), но в компании легко заражаются антипатией к изгою. Предпочтительность групповой, а не индивидуальной эмпатии, видимо, также имеет биологическую основу, поскольку дети не подготовлены к достаточной самостоятель­ности и им почти всегда безопаснее держаться коллектива, чему и спо­собствует эмоциональная сопричастность ему. Этим объясняется и тот факт, что наиболее широкие и прочные дружеские привязанности фор­мируются смолоду.

Психиатр может обратить внимание также не столько на психи­ческую, сколько на физиологическую особенность выражения эмоций в детско-подростковом возрасте, которая заключается в их сопряжён­ности с двигательными и голосовыми актами, физиологическими ре­акциями. Вокализационно-моторное подкрепление эмоций начиная с младенческого комплекса оживления прослеживается до подростко­вого возраста; о первой в шестинедельном возрасте улыбке писал ещё Ф. М. Достоевский, а о подростковых «восторженных прыжках и вос­клицаниях» — И. С. Тургенев, основываясь на воспоминаниях своего детства.

Что касается когнитивной сферы, то у детей доминирует наглядно­образное мышление, которое эмоционально насыщеннее, чем логичес­кое, но, главное, не нуждаясь в тщательности сопоставлений и после­довательности анализа, требует меньше времени для умозаключений. Особенно активно оно используется при фантазировании.

В подростково-юношеском возрасте сохраняются основные осо­бенности детской психики, а непринципиальные отличия лишь отра­жают эмоциональную яркость и пластичность в изменившихся услови­ях. Меняется сам индивидуум, поскольку он приобрёл уже определён­ные навыки и опыт, и меняются стоящие перед ним задачи, поскольку подготовка к выполнению новой роли в микросоциуме завершается.