Отличия подростково-юношеского возраста от детского сводятся к следующему.

Во-первых, неполнота детского освоения окружающего мира тре­бует познания новых областей. Развитие навыков абстрактно-логичес­кого мышления служит предпосылкой для заинтересованности (по-де­тски горячей) отвлечёнными вопросами, которые не имеют непосредс­твенного отношения к индивидууму (включая интерес к искусству). Подросток Достоевского с жаром спорил по социально-нравственным вопросам даже с дураками, понимая, что это непростительно, но был не в силах сдержаться (именно из-за этого его считали шестнадцатилет­ним, хотя на самом деле ему уже было за двадцать). В связи с половым созреванием появляется (а чаще усиливается) интерес к взаимоотноше­нию полов и сексуальному поведению. Выражением потребности к эк­стенсивному развитию является обострённое желание к путешествиям, чему способствует уменьшение зависимости от родителей, с одной сто­роны, и обсуждаемое в третьем пункте стремление к самоиспытанию. (Миграционное предотвращение перенаселённости территории целе­сообразнее в молодом возрасте, когда выше адаптивность, а ценность для осёдлости ниже из-за недостаточности опыта жизни в привычных условиях.)

Во-вторых, из-за неудовлетворённости поверхностными сведения­ми об окружающем мире и благодаря развивающимся навыкам анали­тического мышления подростки и юноши стремятся всё глубже разби­раться в предметах своего интереса, хотя для настоящего успеха боль­шинству из них не хватает одарённости и (или) усердия.

В-третьих, познание себя и мира переходит на новую ступень, всё более принимая характер активного эксперимента, испытания с самой полной нагрузкой, в том числе в условиях экстрима,. столкновения.

Перед началом самостоятельной жизни индивидууму нужно опреде­лить реальные пределы своих возможностей, моделируя своё поведе­ние в ситуациях, которые требуют полной мобилизации. Обыгрывание своих возможностей лишь в воображении уже недостаточно. Отсюда стремление к категоричности, максимализму, полярности категорий, драматичности чувств и отношений. Полутона и переходные варианты признаются как существующие, но презираются как недостаточно удов­летворяющие эмоциональным потребностям. По-детски откликаясь на новизну, подростки нередко хотят быть не просто модными, а уль­трамодными, экстравагантными. Если популярен романтизм, то среди них можно найти самых безрассудных романтиков, а если в ходу мер­кантильность — то самых циничных корыстолюбцев. Нередко подросткам свойственна тенденция к чувственному преувеличению как непри­ятностей, так и удач, хотя разумом они понимают, что для отдалённой перспективы эти события не существенны. Своеобразной проверкой адекватности и прочности социальных условностей может быть развяз­ность в манерах, склонность к паясничанью. Сохранение детской эмо­циональной пластичности способствует резкости полярного трансфор­мирования в межперсональных отношениях, когда обожание переходит в ненависть, преданные друзья в одночасье превращаются в неприми­римых врагов, и наоборот. Испытанию могут подвергаться и окружа­ющие, им могут предъявляться завышенные требования. Проверяются на прочность физические возможности своего организма, порой в со­поставлении с крепостью материальных предметов.

В-четвёртых, межиндивидуальные различия в темпе и результатах физического и психического созревания служат условием активизации иерархической борьбы, которая обострена при вступлении в самосто­ятельную жизнь. В ней используются преимущества как конституци­ональных данных, так и приобретенных навыков, поэтому последние получают стимул к наиболее полному развитию. Одни подростки стре­мятся к развитию разнообразных навыков, другие — к предпочтитель­ному оттачиванию некоторых из них, например речевых. Самоутверж­дение в своём физическом превосходстве может выражаться в спор­тивных состязаниях и банальных драках. Эмоциональная основа этого поведения — агрессивность — наблюдается и среди высших животных, когда, например, котики-подростки нападают на самок и режут их детё­нышей. Для девушек характернее самоутверждение за счёт подчёркива­ния внешней привлекательности с помощью яркой косметики, броских нарядов и манер (демонстративности). Самоутверждаясь в психологи­ческом превосходстве, подростки и юноши бросают вызов в лучшем случае на диспутах и викторинах, а в худшем — в спорах с близкими, учителями, попытках ниспровергнуть авторитеты. Вызывающая над­менность при столкновении с социальным окружением чревата уязвле­нием чувства гордости. Поэтому претензии на превосходство создают почву для учащения конфликтов и протестных реакций, которые при вышеотмеченной склонности к категоричности и драматичности могут приобретать весьма резкие и даже опасные формы выражения. Эмоци­ональная насыщенность иерархических претензий обусловливает осо­бенную чувствительность подростков как к похвале, так и порицанию.

Разумеется, основа перечисленных особенностей не осознаётся, но поскольку представляет собой биосоциальную целесообразность, за­креплена в инстинктах, которые проявляются влечениями (к драматизму, демонстративности, агрессивности, экстенсивной и аналитической позна­вательной деятельности, миграции и др.).

В-пятых, благодаря усложнению когнитивного содержания психи­ки, когда, наряду с упрощёнными понятиями (приятно — неприятно, хорошо — плохо), всё большее место занимают неоднозначные катего­рии, приобретаются и навыки более сложного, дифференцированно­го эмоционального реагирования, например, иронии, презрения, сар­казма и разочарования, которые дополняют характерные для детского возраста простые эмоциональные реакции (нравится — не нравится, плач — смех, ликование — негодование, благодарность — обида).