После приобретения навыков самостоятельности биологически обусловленные особенности детско-подростковой психики, преиму­щественно стимулирующие процессы экстенсивного познания, обыч­но утрачивают (разумеется, не полностью) своё значение. Более того, в условиях высокой стабильности условий проживания они могут даже мешать, отвлекая от необходимой для жизнеобеспечения размеренной деятельности, которая чаще ограничивается относительно узким кру­гом потребностей. Для более полного удовлетворения этих новых пот­ребностей требуется детальная проработка сложившихся относитель­но стабильных условий своей жизни. Эмоциональная оживлённость и разбросанность скорее отвлекают от неё. В этой ситуации повыша­ется значение логического мышления, для которого предпочтительна эмоциональная сдержанность. Собственно, доминирование наглядно­образного мышления стирается ещё до подросткового возраста, если ребёнок растёт в культурально развитой, а не примитивной среде (т. е. навык логического мышления прививается относительно быстро, если в нём имеется потребность). По мере созревания и приобретения са­мостоятельности утрачивается необходимость в слепой привязанности к коллективу, к тому же после создания собственной семьи именно она занимает приоритетное место. Продолжение в зрелом возрасте жёст­кой и открытой иерархической борьбы иногда приносит индивидууму успех, но чаще и для него, и для общества благоприятнее партнёрство или хотя бы занятие нейтральной позиции.

Тем не менее в случаях быстрого и резкого изменения средовых ус­ловий актуальность приобретения новых навыков и опыта сохраняется или даже возрастает. В зависимости от конкретных обстоятельств связь с коллективом может оказываться как благотворной, так и пагубной.

В экстремальных ситуациях логическое обдумывание ситуации замед­ляет необходимые действия. Из всего этого понятно, что для благо­получного существования популяция должна включать оба варианта эмоционального и когнитивного функционирования: как с утратой, так и сохранением детско-подростковых особенностей. Поэтому и тот и другой следует рассматривать как норму.

Сохранение указанных особенностей эмоциональных и когни­тивных процессов периода созревания в зрелом возрасте составляет сущность психического инфантилизма или ювенилизма. В их основе лежит эмоциональная живость, это кардинальный признак инфан­тилизма. Другие признаки — это стимулируемые ею и характерные для детского и подростково-юношеского возраста влечения, которые обеспечивают экстенсивный модус бытия: повышенная привлека­тельность странствий и тяготение осёдлым образом жизни, разнооб­разие и смена поверхностных интересов (что свойственно детям) или углублённо-абстрактные увлечения (что характернее для юношей), идущие в ущерб требованиям повседневности, демонстративность и тяга к драматизму, иерархическая агрессивность, вовлечённость в групповые формирования. Однако, учитывая обсуждавшееся выше популяционное разнообразие в интенсивности всех влечений, диа­гностическое значение этих дополнительных признаков инфантилиз­ма не следует переоценивать. Собственно, и механизмом дезактуали­зации подростково-юношеских влечений следует считать общее сни­жение эмоциональной живости, поскольку без неё они не обращают на себя внимание в зрелом возрасте.

Своевременное психическое созревание и инфантилизм следу­ет рассматривать как частные варианты онтогенетической динамики эмоциональности, поскольку выявление тенденции к угасанию эмоций и, соответственно, увлечений и интересов к чему бы то ни было зависит от длительности периода наблюдения. Разумеется, уменьшение эмоци­ональной живости у взрослых не так уж значительно и субъективно за­мечается не сразу, а при сопоставлении протяжённых этапов жизни, но, по выражению одного из чеховских героев, у людей старшего воз­раста уже «нет того огня». В первую очередь становится заметным упо­рядочение поведения, а затем теряют прежнюю яркость и чувства. Так, Александр Адуев из «Обыкновенной истории» довольно быстро стал воздерживаться от «восторженных излияний», которые вызывали иро­нию окружающих, и только через многие годы утратил и внутренние романтические порывы, мечты, превратившиеся для него в «глупости». К онтогенетическому (а не депрессивному) угасанию эмоциональности приложимо обозначение tedium vitae (усталость от жизни).

Биологически закреплённое снижение интенсивности и пластичности эмоций нивелирует большинство специфичных для детско-подросткового периода особенностей, но мало влияет на те из них, которые зависят от когнитивного развития. В частности, сохраняется и даже развивается эмоциональная дифференцированность, не происходит существенной пе­реориентации интересов в пользу примитивных потребностей, хотя в це­лом мотивация к реализации своих устремлений (в силу стирания эмоци­ональности) уже не столь высока.