Принципиально важно отдельно от биологически обусловленных особенностей детско-подростковой психики рассматривать её содержа­тельную характеристику — неопытность, к которой следует отнести как недостаточную информированность, так и несформированность навы­ков. Из-за неискушённости дети бывают наивны и простодушны, мало расчётливы. Они чаще, чем взрослые, ведут себя естественно не только потому, что не видят смысла скрывать свои чувства, но и из-за неотра- ботанности навыков лицемерия (впрочем, и по этой части талант мо­жет обнаружиться рано). В разных средовых условиях и в соответствии с индивидуальными предпочтениями опыт может усваиваться нерав­номерно: в одних информационных областях — опережать, в других — отставать. В зависимости от условий формируются и навыки логичес­кого анализа, целеустремлённости в поведении, сдержанности в своих поступках. Впрочем, реально сказываются на полноте необходимого для жизни опыта очень существенные различия в средовых условиях, поскольку источники информации обычно множественны и взаимоза­меняемы: если о чём-то не сказали родители, то об этом можно узнать от друзей или из книг, кинофильмов и пр.

Неинформированность и несостоятельность в повседневных делах у взрослых свидетельствуют или об особых условиях дефицита инфор­мации и невозможности вследствие этого развития навыков, или (что бывает гораздо чаще) о психическом расстройстве, которое препятству­ет усвоению или использованию опыта. В этих случаях целесообразно говорить в лучшем случае о псевдоинфантилизме (средовом и болез­ненном), чтобы не объединять разнородные понятия. При средовой обусловленности псевдоинфантилизма более корректны не медицин­ские, а психолого-социальные термины, которые, собственно, и упот­ребляются психиатрами, например «педагогическая запущенность» или «примитивность». В случае психического расстройства псевдоинфанти­лизм должен быть охарактеризован в соответствии с сущностью этого расстройства. Речь может идти об умственной отсталости или о личнос­тных (нажитых либо врождённых) аномалиях при психопатологическом диатезе и шизофрении. Конституциональные и приобретенные личнос­тные аномалии включают некритичность в суждениях и эмоциональ­ную дефицитарность. Понятно, что психологическая сущность эмо­циональной обеднённости и инфантилизма противоположны. Но это не значит, что они не наблюдаются у одних и тех же больных, посколь­ку эмоциональная дефицитарность может (как это обсуждалось выше) проявляться весьма избирательно, например затрагивая лишь некото­рые сферы жизни, тогда как в остальном сохраняется эмоциональная яркость, в частности с присущими подростковому возрасту особеннос­тями установления межперсональных отношений, утверждения своего превосходства и пр. Проявления истинного инфантилизма тем более могут сосуществовать как с общей, так и избирательной недостаточнос­тью в когнитивной сфере.

Дифференциация патологического псевдоинфантилизма и истин­ного (непатологического), соответственно, дефицитарной симптома­тики и, условно говоря, положительных свойств личности, не может опираться на традиционно упоминаемые сводные категории различ­ного происхождения. Например, проявлением истинного инфантилиз­ма следует считать такую безответственность или беспечность, кото­рая вытекает из увлечённости столь интенсивной, что она конкурирует с выполнением долга. Так, молодой человек ради любимой компании манкирует учёбой или работой, но, понимая в полной мере последс­твия, пренебрегает ими. В силу эмоциональной горячности могут со­вершаться крайне безответственные поступки, но они единичны и са­мими индивидуумами оцениваются как «срывы» в результате особых обстоятельств. Например, студент замахивается тростью на экзаме­натора за его явно несправедливую оценку. В эти мгновения он ус­певает подумать не только о перспективах исключения из института, но и о последствиях для семьи. Этот поступок остаётся из ряда вон выходящим для всей его жизни. Безответственность, подразумевающая беспечность, необдуманность поступков, небрежность в осмыслении их последствий, на относительно спокойном эмоциональном фоне свиде­тельствует о болезненной некритичности в суждениях. В иных случаях под безответственностью может пониматься отсутствие должного рас­каяния вследствие недостаточной эмоциональности.

При анализе «безответственности» следует иметь в виду и незави­симые от эмоциональных характеристик различия в микросоциальной ориентации, т. е. в сознательном выборе основных жизненных ценнос­тей. Каждый по-своему решает вопрос, какое место в его жизни должны занимать удовольствия и выполнение долга. Даже дети одного возраста существенно различаются по степени ответственности, хотя наставле­ния старших направляют их по одному общему руслу. Подростки же нередко начинают относиться к учёбе и домашним обязанностям менее ответственно, чем в более раннем возрасте, причём связать это с ожив­лением эмоций или психическим расстройством (например, аффектив­ными нарушениями) возможно далеко не всегда. Скорее в таких слу­чаях следует учитывать вероятность бескомпромиссного использова­ния подростками своего права на самостоятельный выбор социальной позиции (необходимость хорошей успеваемости может оспариваться). У взрослых микросоциальная ориентация также может существенно различаться. Благодаря этому могут, например, меняться господствую­щие в обществе взгляды на значение создания или сохранения семьи, что не свидетельствует о росте психической заболеваемости или инфан- тилизации населения. Для Тараса Бульбы выше всего были «узы това­рищества», чего нельзя сказать о его младшем сыне, но неправомерно на этом основании судить, кто из них был инфантильнее, кто ответс­твеннее относился к семье или друзьям.