Принципиально важно отдельно от биологически обусловленных особенностей детско-подростковой психики рассматривать её содержательную характеристику — неопытность, к которой следует отнести как недостаточную информированность, так и несформированность навыков. Из-за неискушённости дети бывают наивны и простодушны, мало расчётливы. Они чаще, чем взрослые, ведут себя естественно не только потому, что не видят смысла скрывать свои чувства, но и из-за неотра- ботанности навыков лицемерия (впрочем, и по этой части талант может обнаружиться рано). В разных средовых условиях и в соответствии с индивидуальными предпочтениями опыт может усваиваться неравномерно: в одних информационных областях — опережать, в других — отставать. В зависимости от условий формируются и навыки логического анализа, целеустремлённости в поведении, сдержанности в своих поступках. Впрочем, реально сказываются на полноте необходимого для жизни опыта очень существенные различия в средовых условиях, поскольку источники информации обычно множественны и взаимозаменяемы: если о чём-то не сказали родители, то об этом можно узнать от друзей или из книг, кинофильмов и пр.
Неинформированность и несостоятельность в повседневных делах у взрослых свидетельствуют или об особых условиях дефицита информации и невозможности вследствие этого развития навыков, или (что бывает гораздо чаще) о психическом расстройстве, которое препятствует усвоению или использованию опыта. В этих случаях целесообразно говорить в лучшем случае о псевдоинфантилизме (средовом и болезненном), чтобы не объединять разнородные понятия. При средовой обусловленности псевдоинфантилизма более корректны не медицинские, а психолого-социальные термины, которые, собственно, и употребляются психиатрами, например «педагогическая запущенность» или «примитивность». В случае психического расстройства псевдоинфантилизм должен быть охарактеризован в соответствии с сущностью этого расстройства. Речь может идти об умственной отсталости или о личностных (нажитых либо врождённых) аномалиях при психопатологическом диатезе и шизофрении. Конституциональные и приобретенные личностные аномалии включают некритичность в суждениях и эмоциональную дефицитарность. Понятно, что психологическая сущность эмоциональной обеднённости и инфантилизма противоположны. Но это не значит, что они не наблюдаются у одних и тех же больных, поскольку эмоциональная дефицитарность может (как это обсуждалось выше) проявляться весьма избирательно, например затрагивая лишь некоторые сферы жизни, тогда как в остальном сохраняется эмоциональная яркость, в частности с присущими подростковому возрасту особенностями установления межперсональных отношений, утверждения своего превосходства и пр. Проявления истинного инфантилизма тем более могут сосуществовать как с общей, так и избирательной недостаточностью в когнитивной сфере.
Дифференциация патологического псевдоинфантилизма и истинного (непатологического), соответственно, дефицитарной симптоматики и, условно говоря, положительных свойств личности, не может опираться на традиционно упоминаемые сводные категории различного происхождения. Например, проявлением истинного инфантилизма следует считать такую безответственность или беспечность, которая вытекает из увлечённости столь интенсивной, что она конкурирует с выполнением долга. Так, молодой человек ради любимой компании манкирует учёбой или работой, но, понимая в полной мере последствия, пренебрегает ими. В силу эмоциональной горячности могут совершаться крайне безответственные поступки, но они единичны и самими индивидуумами оцениваются как «срывы» в результате особых обстоятельств. Например, студент замахивается тростью на экзаменатора за его явно несправедливую оценку. В эти мгновения он успевает подумать не только о перспективах исключения из института, но и о последствиях для семьи. Этот поступок остаётся из ряда вон выходящим для всей его жизни. Безответственность, подразумевающая беспечность, необдуманность поступков, небрежность в осмыслении их последствий, на относительно спокойном эмоциональном фоне свидетельствует о болезненной некритичности в суждениях. В иных случаях под безответственностью может пониматься отсутствие должного раскаяния вследствие недостаточной эмоциональности.
При анализе «безответственности» следует иметь в виду и независимые от эмоциональных характеристик различия в микросоциальной ориентации, т. е. в сознательном выборе основных жизненных ценностей. Каждый по-своему решает вопрос, какое место в его жизни должны занимать удовольствия и выполнение долга. Даже дети одного возраста существенно различаются по степени ответственности, хотя наставления старших направляют их по одному общему руслу. Подростки же нередко начинают относиться к учёбе и домашним обязанностям менее ответственно, чем в более раннем возрасте, причём связать это с оживлением эмоций или психическим расстройством (например, аффективными нарушениями) возможно далеко не всегда. Скорее в таких случаях следует учитывать вероятность бескомпромиссного использования подростками своего права на самостоятельный выбор социальной позиции (необходимость хорошей успеваемости может оспариваться). У взрослых микросоциальная ориентация также может существенно различаться. Благодаря этому могут, например, меняться господствующие в обществе взгляды на значение создания или сохранения семьи, что не свидетельствует о росте психической заболеваемости или инфан- тилизации населения. Для Тараса Бульбы выше всего были «узы товарищества», чего нельзя сказать о его младшем сыне, но неправомерно на этом основании судить, кто из них был инфантильнее, кто ответственнее относился к семье или друзьям.