Неоднозначно может пониматься «внушаемость». Если она под­разумевает доверчивость, то как у детей, так и у взрослых это свиде­тельствует прежде всего об отсутствии у себя или у близких тяжёлого негативного опыта, связанного с её последствиями. Когда такой опыт приобретается, она быстро сменяется недоверчивостью даже у детей. Если под внушаемостью подразумевать несамостоятельность в оценках и трактовках, то такая особенность когнитивной сферы настолько ши­роко представлена в популяции, что считать её специфическим прояв­лением инфантилизма трудно. Речь может идти как о сниженных умс­твенных способностях, так и об отсутствии мотивации к формирова­нию собственных понятий, о предпочтении штампов и заимствований в когнитивной сфере. Иногда понятие внушаемости включает богатое воображение. К истинному инфантилизму следует относить лишь те случаи, когда она продолжает активно стимулироваться эмоциональ­ной живостью, сохраняющейся в зрелом возрасте.

Понятно, что альтернативное происхождение могут иметь и та­кие характеристики, как «неуместная откровенность» и «неосторож­ность», поскольку они зависимы как от эмоционального состояния, так и от адекватности понимания ситуации. Не всегда возможно объяснить истинным инфантилизмом и «несамостоятельность», если только речь не идёт о разбросанности интересов и недостаточно упорядоченном образе жизни вследствие сохранения подростковой эмоциональной живости. Дополнительная трудность заключается в значительной зави­симости понимания этого термина от субъективных взглядов оценива­ющего: некоторые склонны считать проявлением несамостоятельности (как и других «признаков незрелости») всякое поведение, которое не направлено на достижение осознанно выбранных социально значи­мых целей.

Очень сложно оценивать «плохое контролирование» своего по­ведения. Прежде всего следует различать контролирование влечений и предпочтений, с одной стороны, и эмоциональных реакций при психологических нагрузках, с другой. В первом случае всегда трудно соотнести силу влечения или эмоциональную привлекательность того или иного предпочтения с глубиной чувства долга, которое частично зависит от полноты и адекватности его осознания. Понятно, что ре­зультирующее поведение требует тщательного анализа, показываю­щего, является оно выражением истинного или псевдоинфантилизма. При истинном инфантилизме возможны поступки, последствия кото­рых сразу не осознаются, поскольку сильные эмоции замедляют когни­тивные оценки. При отсутствии личностной дефицитарности инфан­тильное поведение корригируется вслед за критическим осмыслением ситуации. Так, тургеневский Владимир, любуясь незнакомкой, засты­вает, не отдавая себе отчёта в том, как это выглядит со стороны. Как только он осознаёт своё поведение, ему становится стыдно и он уходит. Интенсивные психологические нагрузки и склонность к эмоциональ­ной пылкости могут препятствовать и тонкости когнитивных оценок, способствуя тем самым развитию упрощённых эмоциональных реак­ций. Однако при инфантилизме у психически здоровых лиц тенденция к недифференцированному эмоциональному реагированию характери­зует лишь начальные его этапы, и простые реакции трансформируются в сложные: негодование переходит в иронию, к радости примешивается сожаление о её недолговечности. При псевдоинфантилизме в резуль­тате личностной дефицитарности эмоциональное содержание реакций не имеет существенной динамики. В дифференциальном аспекте сле­дует иметь в виду и эмоциональную несдержанность при органических повреждениях мозга, когда вопреки осознанию неправомерности свое­го поведения слишком слабы (во всяком случае, сразу после психологи­ческой нагрузки) сдерживающие эмоции (смущения, раскаяния и т.д.).

Некоторые другие из традиционно причисляемых к инфантилиз­му признаков однозначно следует считать проявлениями личностной дефицитарности. К ним относятся несформированность (отсутствие) адекватных представлений о себе (расстройство самокритики), исполь­зование упрощённых понятий и слабая дифференцированность эмо­циональных реакций, которые могут отражать как когнитивный, так и эмоциональный дефицит. В качестве личностной дефицитарности следует рассматривать и те случаи, когда упускаются соображения де­ликатности и возможность скрытых взаимоотношений между окружа­ющими, что приводит к бестактности, или когда вежливое к себе отно­шение принимается за особое расположение.

Предлагаемое понимание истинного психического инфантилизма основывается не столько на выделении специфических качественных особенностей, сколько на установлении сравнительно большей интен­сивности и пластичности эмоций и производных от них поведенческих характеристик, которые, таким образом, заметнее, чем в иных случаях.

Инфантильный тип личности выделяется как таковой не всеми психиатрами. П. Б. Ганнушкин считал, что инфантилизм присущ всем психопатам. Хотя в абсолютизированном виде это положение подтвер­дить не удаётся, инфантилизм и псевдоинфантилизм, действительно, характерны (но не обязательны) для психопатической формы диатеза. Их признаки особенно заметны в описаниях неустойчивых, погранич­ных и истерических личностей, а также эмоционально лабильных. На­пример, диагностические признаки личности неустойчивого типа в их совокупности следует рассматривать как проявления истинного и псев­доинфантилизма: слабость высших форм волевой деятельности, вну­шаемость, беззащитность перед внешними влияниями и непостоянс­тво, сочетающееся с неспособностью к целеустремлённой деятельнос­ти, лёгкость вступления в контакты и разговорчивость, нацеленность на сиюминутные удовольствия. Проявлениям инфантилизма и псевдо­инфантилизма способствуют аффективные расстройства, в частности пожизненные (см. раздел «Основы психиатрической систематики: типо­логические личностные аномалии).

Основные задачи психопатологии состоят не только в вычленении от­дельных симптомов, но и в определении характерной последователь­ности развития и редукции симптоматики, значимости отдельных её компонентов (что подразумевает, в частности, разработку обобщён­ных категорий патологии) и установлении их взаимосвязи между со­бой, а также в выявлении факторов, обусловливающих психические расстройства, способствующих или препятствующих их возникнове­нию или проявлению. К общим закономерностям развития психичес­кой патологии следует отнести те, что наблюдаются вне зависимости от её конкретного вида, от принадлежности случая к расстройствам той или иной группы, например функциональным или органическим, процессуальным или обратимым. Специфические закономерности, присущие лишь некоторым типам психических расстройств, являют­ся частными.

Фактически, возможно выделить лишь один принцип, который универсален для всех обозначенных типов расстройств: чем тяжелее со­стояние, тем меньше на нём сказывается влияние психологических на­грузок (психотравмирующих факторов); и наоборот, участие средового фактора заметнее на фоне относительно лёгких нарушений, которые иногда только и выявляются при его воздействии.

Мягкая негативно-дефицитарная симптоматика в некоторых случа­ях заметна исключительно в условиях психологических нагрузок. Так, недостаточная критичность может обнаруживаться лишь в нестандарт­ной ситуации, эмоциональная сглаженность не всегда замечается субъ­ективно или родственниками больных, а во время врачебного осмотра, обеспокоившего больного, психиатр видит не столько его волнение, сколько эмоциональное обеднение. Реактивное развитие негативного simplex-синдрома описано М. Я. Серейским в дебюте шизофрении. Ор­ганические процессы, приводящие к слабоумию, вначале также могут обнаруживаться лишь в условиях психологических нагрузок, например при попадании в непривычное окружение, ограниченная умственная отсталость — оставаться нераспознанной на протяжении всей жизни, если её уклад не будет нарушен экстраординарными событиями, вызы­вающими психологическое напряжение. Чем глубже шизофренический дефект или органически обусловленное слабоумие, тем ареактивнее со­стоящие пациентов.

В продуктивных периодах болезни психогенный механизм развития наиболее характерен именно для инициальных (относительно лёгких) стадий, когда предрасположенность к острой патологии реализуется преимущественно под влиянием психологических нагрузок. Кроме то­го, роль психогений бывает несомненной на фоне субдепрессий и лёг­ких астенических состояний, тогда как на высоте тяжёлых депрессий или при глубокой астении (вплоть до прострации) стрессовые факторы не оказывают заметного влияния. В рамках психопатологического диа­теза тенденция к смене реактивных (или эндореактивных) состояний аутохтонными отражает нарастание тяжести расстройств, при котором роль психогений уменьшается.

При изучении шизофрении описывались как достаточно частые слу­чаи без указаний на психогенные расстройства, но на основании пред­ставлений о психопатологическом диатезе (для которого обязательны психогенные или эндореактивные состояния) такая возможность ста­вилась под сомнение, так как диатез предполагался основой шизофре­нии. Практическая трудность в решении этого вопроса состоит в том, что больные с тяжёлыми психозами сообщают о своих доманифестных расстройствах формально, а подробные объективные сведения обычно отсутствуют. Тем не менее общий психопатологический принцип застав­ляет считать частое отсутствие психогенных состоящий при относительно тяжёлых и злокачественных формах шизофрении реальностью. Поми­мо разницы в общей тяжести диатеза и шизофрении, следует отметить и более заметную выраженность врождённой эмоциональной дефици­тарности в последнем случае. Благодаря этому шизоидный «преморбид», свойственный больным шизофренией, достаточно редко устанавливает­ся при диатезе (несмотря на наличие неглубокой эмоциональной недо­статочности, которая не является в этих случаях наиболее заметным лич­ностным признаком и не определяет характерологический тип). Шизо- идность, отражающая психопатологическое нарушение дефицитарного характера более тяжёлое, чем транстипологические проявления эмоци­ональной недостаточности при диатезе, может рассматриваться, таким образом, как фактор, защищающий от развития психогений. Здесь, разу­меется, следует учитывать не только тяжесть, но и сущность симптомати­ки: шизоидность представляет собой ареактивность (см. раздел «Основы психиатрической систематики: шизоиды»).

Под психологическими нагрузками обычно понимаются средовые и ситуационные факторы. Однако психологическое напряжение воз­никает и вследствие развития болезненного состояния, в частности в период аффективного расстройства. Действенность общего психо­патологического принципа сохраняется и в этих случаях. Аутохтонные субдепрессии, вызывающие психологическое напряжение, аналогичное реактивно обусловленному, усиливают доманифестную тревожность, нерешительность, расстройства мышления, гипомании, делают замет­нее некритичную бестактность. В то же время у больных с хронически­ми бредовыми расстройствами, которые представляют собой относи­тельно тяжёлую симптоматику, развитие гипоманий или субдепрессий не приводит к видимым обострениям бреда. Стёртые аффективные расстройства заметно сказываются на продуктивности больных с отно­сительно лёгкими органически обусловленными нарушениями, напри­мер атеросклеротического происхождения, и несущественно влияют на адаптацию больных в состоянии глубокого слабоумия.