Все остальные психопатологические закономерности приложимы только к определённому типу расстройств. В продуктивных периодах заболевания действуют одни принципы развития симптомов, а в рам­ках дефектных состояний — другие. В зависимости от природы пато­логии, органической или функциональной, возможны разные, в том числе и специфические, типы симптоматики. Динамический стереотип проявления расстройств, характеризующийся наличием или отсутстви­ем дефицитарных аномалий личности, на фоне которых развиваются продуктивные стадии болезни, также различен при функциональной и органической патологии. Таким образом, в рамках этих отдельных дихотомических подходов (продуктивное состояние или дефектное и функциональное или органическое) психопатологические законо­мерности определяются как частные.

Последовательность формирования симптоматики зависит от ме­ханизмов её развития, а не от функциональной или органической её природы (нозологической принадлежности). Существуют два таких механизма: реакция в широком смысле и дефект. Широкое понимание реакции подразумевает ответ психики на быстро произошедшие изме­нения в биологической деятельности головного мозга (условно функ­циональной или органической природы) или в окружающих условиях. В последнем случае речь идёт о психогенных состояниях или реактив­ных (в узком понимании). Если причина изменения в биологическом функционировании мозга находится в нём самом, то это эндогенные состояния, а если вне его — то экзогенные. Реакция — деятельност­ный, в том числе компенсаторный, ответ психики. Смысл болезнен­ной реакции заключается прежде всего в активной защите психики от чрезмерной нагрузки. (Из этого понятно, что при тяжёлых нагруз­ках и соответствующих им реакциях в широком смысле дополнитель­ные психогенные факторы мало что добавляют.) Простые реакции (например, оглушение) ограничиваются предохранением психической деятельности за счёт её ослабления. При сложных реакциях дополни­тельно развиваются патологические компенсаторные процессы. Это отражается в формировании сложных симптомов, включающих, поми­мо негативных компонентов, одновременно и позитивные (см. ниже). Даже в реакциях на органическое поражение мозга содержится фун­кциональный компонент: степень ослабления психической деятель­ности превосходит тяжесть структурной патологии, что обеспечивает возможность хотя бы частичной обратимости реакций. Реакциям со­ответствует активно-продуктивный период болезни, противопоставля­емый стабильным дефектным стадиям. В понятие реакции может быть включена и резидуальная стадия, на которой симптоматика активного периода сохраняется в редуцированном виде и иногда может длиться годами, не обязательно сменяясь чистым дефектным состоянием (без симптомов с позитивным компонентом).

Дефект проявляется негативной симптоматикой, и эти понятия зачастую отождествляются. С этим нельзя согласиться, поскольку негативная симптоматика обязательна и в продуктивных стадиях рас­стройств как компонент реакций в широком смысле (см. выше). Де­фект отражает стабильную аномалию структуры. В одних случаях такая аномалия структуры представляет собой её изначальную несформированность. В других — она возникает на протяжении жизни, вызывая реакцию и сохраняясь после её исчезновения. В третьих — форми­руется (обычно постепенно), не сопровождаясь заметными проявле­ниями реакции (в широком смысле). Как бы то ни было, в отличие от негативных расстройств (см. выше), дефект никогда не выражает собой активную деятельность психики и, соответственно, не наделён несомненным биологическим смыслом. Напротив, он представляет со­бой только недостаточность психической деятельности, хотя и может сопровождаться психологическими компенсаторными явлениями, т.е. приспособлением к имеющимся особенностям, которые могут рацио­нализироваться, служить поводом для переоценки жизненных ценнос­тей и пр. (Разумеется, изощрённый взгляд на вещи позволит усмотреть позитивные стороны в чём угодно. Примером может служить понятие «вторичная выгода» от заболевания. Хотя оно используется для объяс­нения возникновения «истерии», с не меньшим успехом можно ука­зать на выгодные последствия любого острого или хронического, в том числе дефектного, расстройства. Правда, эти выгоды изначально соци­альные или социально-психологические, т.е. обеспечивающие повы­шенную психологическую комфортность. И только как следствие этого возможна вторичная биологическая выгода.)

Патологические реакции, как правило, развиваются на фоне дефек­та или одновременно с ним, поскольку функциональные психопато­логические состояния, включая психогенные, возникают у лиц с кон­ституциональными (врождёнными) личностными аномалиями, а при органической патологии структурные (дефектные) изменения (напри­мер, травмы или опухоли мозга) и служат тем фактором, в ответ на ко­торый развивается реакция. Тем не менее можно полагать, что сим­птоматические психозы ограничиваются реактивными механизмами. Дефект может сочетаться с резидуальной симптоматикой, но нередко представлен и в «чистом виде». Необходимо заметить, что дефект, хотя и отражает структурную аномалию (врождённую или приобретенную), определяется психиатрами на функциональном уровне. Восстановле­ние функции благодаря компенсаторным механизмам позволяет конс­татировать на функциональном уровне хотя бы частичную обратимость дефекта. (Для сравнения можно сослаться на восстановление функции движения у лиц с ампутированными конечностями благодаря протезу.) Возможность восстановления структурного повреждения нуждается в изучении.

Понятия функциональных и органических расстройств, разуме­ется, весьма условны, так как психиатр оценивает преимущественно психические функции, тогда как методы прижизненного исследования структуры мозга (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография) пока имеют ограниченную степень разрешения. Кроме то­го, несомненная в общей патологии взаимосвязь структуры и функции (подтверждаемая и психиатрическими наблюдениями) также оставля­ет такое дихотомическое разделение недостаточно корректным. Тем не менее использование этих понятий всё ещё представляется целе­сообразным и подразумевает преимущественно функциональный или органический характер патологии. Такая целесообразность, как будет показано ниже, подтверждается различиями в закономерностях разви­тия этих двух видов расстройств.

При психиатрическом анализе последовательности развития рас­стройств следует, как уже было отмечено, учитывать два основных пси­хических процесса: эмоциональный и когнитивный. Их по-разному ха­рактеризуют другие принятые в психологии категории (такие как вни­мание, влечения, воля, память). Например, в основе влечения лежит эмоциональная притягательность тех или иных действий, которая рас­познаётся когнитивно и оценивается с разной степенью критичности. Воля, наоборот, представляет собой первично когнитивное осознание задачи, выполняемой благодаря необходимой для этого эмоциональ­ной мобилизации, степень которой в основном и определяет «волевые качества». Психиатрические нарушения процесса восприятия зависят от двух основных психических процессов, а непосредственное ощу­щение значимо больше как предпосылка психической деятельности. Для адекватной дифференциации психиатрических симптомов по пси­хологическому принципу следует, таким образом, сначала определять их принадлежность к указанным психологическим процессам и лишь затем оценивать по иным параметрам. Эти параметры разнообразны. Так, при оценке нарушения процессов мышления можно оценить их результативность (умственную продуктивность), последовательность, темп и тип (диффузный или парциальный). Некоторые симптомы про- изводны от нарушений разных психических процессов. Например, об­маны восприятия обычно включают также компоненты когнитивного и эмоционального расстройства.

Если в активно-продуктивных стадиях вначале возникают рас­стройства эмоций и затем нарушения в мыслительной сфере, то при негативно-дефицитарных нарушениях — наоборот: дефект в первую очередь заметен в когнитивной сфере, а эмоциональное обеднение на­блюдается позднее. Разумеется, этапность в формировании расстройств в конкретных случаях прослеживается не обязательно, поскольку нару­шения нередко могут обнаруживаться одновременно в разных сферах психической деятельности. Сфера ощущений онто- и филогенетически самая древняя, прочная и служит основой для формирования эмоцио­нальности. В дефектных стадиях её нарушения более редки, представ­лены сложной симптоматикой, и поэтому их правомернее относить к резидуальным проявлениям. (К резидуальным следует относить и те чисто негативные нарушения, которые со временем редуцируются.)

Когда говорится, что продуктивная стадия болезни сменяется де­фектом, последний означает лишь термин для характеристики состоя­ния в целом, а не возникновение новых расстройств. Дефект это то, что сохранилось после активной стадии заболевания, поэтому он не может характеризоваться феноменами, которых в ней не было. Дефект по оп­ределению не включает реактивный (позитивный) компонент сложной симптоматики. Определяющие негативный компонент симптоматики изменения в деятельности мозга могут быть обратимыми. Кроме того, выраженность негативного компонента симптоматики, имея, как было уже сказано, охранительное значение, может быть несоразмерна этим изменениям. Поэтому негативная симптоматика в дефектной стадии может быть намного менее выраженной, чем в продуктивной, да и са­мо формирование дефекта необязательно. Дефект, наблюдаемый после острых периодов болезни, качественно тождествен не только негатив­ным расстройствам продуктивного этапа (или негативному компонен­ту его сложной симптоматики), но и другим своим разновидностям: идёт ли речь о врождённом состоянии (см. раздел «Психическая пато­логия и норма») или развивающемся постепенно вне связи с активной стадией заболевания.