Наблюдаемая в клинической практике первоочерёдность эмоциональных, а не когнитивных нарушений в рамках патологических реакций (в широком понимании) теоретически объяснима, если исходить из анализа нормальных психологических реакций. Как эмоциональная, так и когнитивная сферы предназначены для реагирования на ситуацию, но эмоциональная сфера реагирует изменением эмоционального процесса (вида и интенсивности эмоций), а когнитивная — преимущественно новыми когнитивными оценками происходящего, т. е. не когнитивным процессом, а когнитивным продуктом (содержанием). Чтобы результаты мышления были продуктивны и сохраняли объективность, когнитивный процесс должен оставаться стабильным. Разумеется, когнитивные процессы тоже способны меняться в ответ на изменение внешних или внутренних условий (например, они могут усиливаться или ослабевать в зависимости от эмоционального состояния), но они более устойчивы. (Нужно ещё раз подчеркнуть, что психическая патология — это нарушение психических процессов, а когнитивное содержание указывает на патологию лишь предположительно, только если оно является следствием нарушения психического процесса.) При патологической реакции эмоциональные процессы отзываются на изменения (внутренние или внешние) так же живо и в первую очередь, как и при психологической реакции, но нарушенным образом. На примере психологических реакций видно, что изолированные когнитивные реакции (без одновременной эмоциональной реакции) не встречаются. Например, абитуриент не справляется на экзамене с задачей, которая раньше не вызвала бы затруднений. Здесь в рамках психологической реакции (волнения) снижение продуктивности когнитивного процесса следует за изменением эмоционального состояния.
Важно также иметь в виду, что в рамках психогенных реакций нагрузка ложится преимущественно на эмоциональную сферу, что заставляет ожидать нарушение именно в её рамках. Когнитивная оценка психотравмирующих событий обычно не вызывает особых затруднений, а эмоциональная значимость их велика. При психических реакциях на внутренние патологические изменения (т. е. при эндогенных состояниях) объективно повышенные информационные нагрузки на мыслительную сферу также отсутствуют. В основе реактивного нарушения когнитивных процессов лежит более генерализованная патология, о чём свидетельствует обязательное присутствие в таких случаях эмоциональных расстройств в клинической картине состояния.
В структуре патологической реакции (независимо от происхождения — органического или функционального) первоначальным и обязательным компонентом является искажение или недостаточность функции, т. е. в новых условиях обычная психическая деятельность подвергается сбою или недостаточно обеспечивается. Соответствующая симптоматика определяется или феноменами искажения (например, симптомом деперсонализации), или негативными симптомами (например, эмоциональным истощением). Второй (необязательный) компонент симптома (в рамках реакции) может рассматриваться как патологический компенсаторно-реактивный феномен (вторичная реакция на ослабление психической функции). Он и является собственно позитивным. Например, депрессивный аффект тоски представляет собой реакцию сожаления в связи с первичным негативным переживанием ангедонии, а истинная галлюцинация возникает в ответ на ослабление восприятия окружающей действительности в соответствующей модальности. Особым образом обстоит дело при психогенных реакциях: вначале происходит эмоциональное напряжение, т. е. усиление функции. Однако относить эту инициальную фазу к первому проявлению патологии вряд ли правомерно. Собственно расстройством более оправданно полагать развитие на этом фоне искажения или ослабления функции, что может повлечь за собой развитие компенсаторно-позитивного компонента, оставляя непреложным положение о последовательности формирования патологической реакции. В дефектных стадиях болезни сохраняется преимущественно негативный компонент симптомов (ангедония, алюпия, неуверенность, когнитивная несостоятельность), а реактивно-позитивный компонент отсутствует или существенно редуцирован (резидуальная симптоматика). Оговорки требуют нарушения в сфере восприятия: их негативный компонент практически нераспознаваем в отрыве от позитивного. Поэтому и в дефектных стадиях резидуальные обманы восприятия обнаруживаются в двухкомпонентном виде (сенестопатий, галлюцинации), т.е. как остаточная симптоматика.
Несмотря на принципиальную приложимость сказанного для всех реакций (психогенных, экзогенно-органических и эндогенных), между ними существуют и важные различия, касающиеся конкретной симптоматики.
В активной стадии органического расстройства сначала выявляется истощаемость (астения). Строго говоря, термин «астения» требует уточнения, поскольку, как обсуждалось выше, нет самостоятельной функции силы. Психические функции — эмоции и мышление. Они и перестают выполняться должным образом: слабость эмоций выражается неустойчивостью эмоционального состояния (что проявляется раздражительностью), уменьшением интенсивности и продолжительности эмоциональных реакций, а слабость мышления заключается в снижении его продуктивности. Это негативные феномены. В острых (продуктивных) стадиях органической патологии обязательна истощаемость именно эмоциональных реакций, тогда как снижение когнитивной продуктивности является сопутствующим (при более массивном поражении) или производным от эмоциональной слабости и в последнем случае возникает в результате невозможности сохранения эмоционального напряжения, которое требуется для выполнения умственных заданий. В связи с ослаблением эмоциональных процессов нарушается внимание, требующее эмоционального напряжения. При этом попытки контролировать внимание волевым усилием приводят в конечном счёте к нарастанию истощающего эмоционального напряжения и ещё большим трудностям сосредоточения. Обычно удаётся проследить, что в процессе выполнения умственной работы продуктивность фактически может даже нарастать, если больному удаётся сформировать должный заинтересованный «настрой», преодолев в ходе начавшейся умственной деятельности первоначальное нежелание прерывать более комфортное времяпрепровождение или эмоциональное напряжение, связанное с опасением несостоятельности. Лишь последующее угасание стимулирующей эмоциональной удовлетворённости работой ведёт к снижению умственной продуктивности.
Примерами длительно сохраняющейся резидуальной астении служат синдром дефицита внимания (минимальная мозговая дисфункция) и травматическая энцефалопатия. Даже многолетнее регредиентное течение этих состояний не сопоставимо со стабильностью дефекта. Остаточная астения — это неспособность удерживать эмоциональное напряжение (внимание), требующееся для устойчивых когнитивных процессов, что ведёт к переключению внимания. Больной знает, о чём ему следует думать, почему и каковы последствия рассредоточения, он начинает это обдумывать, но для продолжительного усилия ему не хватает эмоциональной устойчивости. Принуждение к мыслительной деятельности вопреки отсутствию внимания вызывает чувство умственного напряжения, сигнализирующее о целесообразности прекращения такой деятельности для восстановления ресурсов. Точно так же испытывается чувство физического напряжения при принуждении себя к физической деятельности несмотря на ослабление мышечного тонуса.
Не каждая эмоция находит своё полное внешнее (вербальное и невербальное) выражение, ограничиваемое биологической целесообразностью и социальной допустимостью. Эмоциональное усилие по сдерживанию проявлений эмоциональности вызывает напряжение, т. е. ещё более высокий эмоциональный накал. При астении способность выдерживать это напряжение снижается, что способствует проявлениям раздражительности, капризности, слезливости, вербальной несдержанности.
В случаях реакций, обусловленных более интенсивным воздействием органических или экзогенных вредностей, помимо эмоциональной сферы одновременно страдает и когнитивная. Основной клинический вариант таких состояний — оглушение, при котором помимо эмоциональной редукции и мыслительной несостоятельности притупляется и восприятие. Психологические нагрузки на фоне астении (т. е. углубление эмоционального истощения) способствуют развитию оглушения. Так, пациенты с хроническим органическим поражением мозга замечают, что в послеобеденное время они «начинают хуже понимать», им сложнее «разобраться в происходящем», что соответствует начальным проявлениям оглушения, т.е. обнубиляции. В более тяжёлых случаях в вечерние часы развиваются состояния «спутанности», т.е. более отчётливое расстройство сознания, в основе которого лежит оглушение, оно может сочетаться с тревожным аффектом, а то и с галлюцинаторными расстройствами (делириозный вариант).