Клинико-психопатологическое обследование состоит в выявлении на­рушений психического функционирования (психиатрической симпто­матики) в статике и динамике по субъективным и (или) объективным данным с помощью расспроса и (или) наблюдения. Отечественная психиатрия по праву гордится своими клиницистами, изложившими основы клинико-психопатологического метода, что однако не исклю­чает проблем, связанных с его использованием и совершенствованием. Речь идёт о необходимости выработки личного опыта в навыках диа­гностики, т. е. об освоении техники выявления симптоматики и логики вынесения диагностических решений, с одной стороны, и преодолении тенденции к догматизации сложившихся стереотипов сбора сведений о больном и схемы историй болезней — с другой.

Успех психиатрического расспроса зависит от разных слагаемых, каждое из которых может иметь решающее значение. От врача тре­буются верное понимание сущности психиатрической симптоматики, знание закономерностей её развития и проявлений, достаточный куль­туральный опыт, обеспечивающий понимание представителей разных слоёв общества, хорошо развитые речевые навыки, эмоциональная за­интересованность в беседе с больным, откровенность, поскольку она стимулирует его (разумеется, значение последнего пункта этим не ог­раничивается).

Для выявления психиатрической симптоматики субъективные пе­реживания больного (выявленные напрямую или по косвенным, т. е. поведенческим, признакам) альтернативно оцениваются как отража­ющие ту или иную патологию или как непатологические, в том чис­ле культуральные особенности менталитета. Часто врач в первую очередь обращает внимание на отдельные вторичные симптомы (по­ведение и внешний вид больного непосредственно во время осмотра или по предварительным сведениям, полученным от других лиц, т. е. родственников, сослуживцев и пр.). Однако первоочередной задачей должно быть выявление базисной симптоматики, которая и позволя­ет оценить производные от неё признаки как патологические. Иногда вторичная симптоматика однозначно указывает на базисные расстройс­тва, в других случаях требуются уточнения, перепроверка начальных сведений. Это зависит не только от качества предварительных данных, но и от квалифицированности врача. Конкретный набор первичных симптомов позволяет целенаправленнее устанавливать индивидуаль­ный спектр вторичной симптоматики (начальные сведения о которой могут быть далеко не полными). Некоторые вторичные симптомы ис­ключительно важны. Например, суицидальные намерения сопряжены с риском гибели больного, бредовое поведение — с социальной опас­ностью.

Описательная психопатология в достаточной мере ориентирует врача на постановку скринирующих вопросов, направленных на вы­явление проблемы в первом приближении. Однако описательные ка­тегории далеко не всегда позволяют квалифицировать симптом с до­статочной точностью. Это связано с тем, что в основе описательных текстов лежат перечни лишь наиболее типичных жалоб, высказываний или поведенческих особенностей, а этого бывает недостаточно. Опи­сательный подход не в полной мере нацелен на отделение главного от второстепенного; например, в заблуждение могут вводить внешние, поведенческие признаки. Поэтому для формулирования уточняющих вопросов, которые в наибольшей степени стимулируют рефлексию па­циента, целесообразно опираться главным образом на анализ сущности психиатрических симптомов. Разумеется, всё это не означает, что опи­сательная психопатология лишена аналитичности, а аналитическая — описательных приёмов. Различие в том, что именно поставлено во гла­ву угла. В результате может изменяться квалификация тех или иных нарушений. Например, школьница вслед за врачами заученно расска­зывает о своих «тиках» (так она называет производимые ею постукива­ния и прихлопывания). Обращает на себя внимание лишь упоминание ею, что она «придумала их себе». Это даёт основание предположить их ритуальную природу, однако страх за себя или своих близких девоч­кой уверенно отрицается. Аналитическое понимание страха (тревоги) как почти непременной, но всё же не обязательной реакции на утрату уверенности позволяет выяснить, что «тики» вопреки впечатлению ро­дителей возникают не спонтанно, а в ответ на целый ряд «неприятных» для пациентки обстоятельств и «успокаивают» её, т.е. действительно представляют собой защитное поведение. Так, не испытывая страх смерти, девочка чувствует напряжение и неуверенность при столкнове­нии с любым чётным числом, поскольку «на похороны приносят чётное количество цветов».

При хорошем понимании сущности психиатрических симптомов врач способен существенно облегчить самоотчёт больного благодаря постановке ясных для него вопросов. Предпочтительны (особенно вна­чале) вопросы общего характера, не наводящие на внушённый ответ (например: «Что Вы чувствовали (думали) при этом?»). Это позволяет также избежать перечисления возможных, но не имеющих отношения к конкретному случаю частностей. Однако часто пациенты не в состо­янии давать вразумительных ответов на подобные вопросы в силу ма­лодоступности или неспособности к ясному изложению своих не толь­ко чувств (алекситимии), но и мыслей. Поэтому приходится задавать подсказывающие вопросы, которые обязательно должны предлагать максимальное число альтернативных вариантов ответов и не иметь ха­рактер внушения. Отсутствие чёткого понимания психопатологической сущности симптома способствует как ложнопозитивным, так и ложно­негативным квалификациям. Соответствующие типовые ошибки за­служивают систематического рассмотрения в методической литературе. В качестве примера уместно сослаться на нередко неудовлетворитель­ное выявление бреда.

Систематическая ошибка здесь отражает неудовлетворительность дефиниции бреда в традиционной психопатологии. Многие врачи ориентируются почти исключительно на неправдоподобность выска­зываний больных и устанавливают наличие «ложного умозаключения, не поддающегося коррекции». В большинстве случаев это оправданно, но не всегда. Следует помнить, что с убедительностью наличие бреда доказывается не содержанием умозаключения, а механизмом его при­обретения: интуитивная догадка вопреки собственному обыкновению становится для больного непреложной истиной, имеющей жизненное значение. Необычайное к себе внимание со стороны окружающих, осо­бенное отношение несомненны для него. Критерий «полного захвата сознания», «непоколебимости» или «стойкости», что свойственно бре­ду, в соответствии с его традиционной дефиницией, может обусловить особенные сложности у больных с явным преобладанием симптоматики аффективно-невротического уровня, который может дезориентировать врачей, не предполагая истинный бред (ложнонегативная диагностика). Здесь врачи часто склонны диагностировать лишь тревожные социофо- бические опасения на основании того, что в своём поведении больные не руководствуются бредовыми переживаниями, недоброжелательное отношение к себе замечают лишь эпизодически, по миновании этих эпизодов склонны сомневаться в правомерности своих умозаключений. Верная же квалификация бреда основывается на выявлении интуитивной уверенности в том, что окружающие обращают на пациента внимание (в том числе и с определённым эмоциональным отношением), хотя эта несомненность обязательна лишь на время активного бредообразова­ния, по миновании которого она может оказаться нестойкой. При со­циофобии презрение или порицание окружающих оцениваются только как вероятные, пусть даже почти несомненные. Пример ложнопози­тивной диагностики бреда приведен при анализе некритичности.