Мы решили начать эту главу с фундаментальных данных, без знания ко­торых вряд ли можно со всей ответственностью подходить к лечению аффек­тивной патологии. Практикующий врач должен владеть базовыми знаниями в области нейрофизиологии, поскольку именно нарушения обмена нейромеди­аторов лежат в основе патогенеза различных депрессивных состояний, а дан­ные о разнообразии рецепторов и их физиологической и патофизиологиче­ской роли могут улучшить понимание врачом возможностей имеющегося в его руках терапевтического арсенала. Поэтому кратко вспомним нейротранс­миттеры и их основные рецепторы.

Рецепторы — структурные внутри- и внеклеточные элементы, принима­ющие сигналы от нейротрансмитгеров. Помимо рецепторов, для нас будут интересны еще и их лиганды (агенты, соединяющиеся с рецепторами).

Нейротрансмиттеры (нейромедиаторы). Биологически активные ве­щества, которые осуществляют передачу импульса между нейронами, кото­рый в свою очередь вызывает высвобождение медиатора. Молекулы медиа­торов, связываясь со специфическими нейрорецепотрами, дают запуск био­химических реакций. Для упрощения подачи материала, в таблице 1.1 нами суммированы основные нейротрансмиттеры и их основные физиологические функции.

Основные нейротрансмиттеры и их физиологические функции

Нейротрансмиттер

Функция

АМИНОКИСЛОТЫ

Глутаминовая кислота (глутамат)

Основной афферентный нейротрансмиттер, связан с процессами обучения и памяти

Г амма-аминомасляная кислота (ГАМК)

Основной ингибирующий медиатор ЦНС, вовлечен в торможение реакций страха и беспокойства, является «антистрессорным» нейротрансмиттером

Аспарагиновая кислота

Возбуждающий нейротрансмиттер

Аминоуксусная кислота (Глицин)

Ингибирующий медиатор. Понижает выделение глутамата и повышает содержание Г АМК

МОНОАМИНЫ

Серотонин

Тормозящий нейротрансмиттер. Регулирует настроение, сон, память, чувства тревоги и навязчивости

Дофамин

Возбуждающий/тормозящий нейротрансмиттер. Влияет на чувство удовольствия, память и моторные функции

ИНЫЕ ГОРМОНАЛЬНЫЕ НЕЙРОТРАНСМИТТЕРЫ

Глюкокортикоиды

Основные медиаторы стресса, реакции на воспаление, боль, инфекцию и другие неблагоприятные факторы; оказывают сильное противовоспалительное, противоаллергическое, иммуномодулирующее (в малых дозах иммуностимулирующее, в больших иммуносупрессивное) действие, регулируют углеводный, жировой и белковый обмен, повышают чувствительность адренергических структур

Минералокортикоиды

Активизируют «ренин-ангиотензин- альдостерновую систему», что может быть задействовано в развитии депрессий. Могут влиять на выработку ' 5-НТ

Тестостерон

Обладает самостоятельной антидепрессивной активностью, четкий генез которой пока неизвестен

Т рийодтиронин

Влияет на высвобождение 5-НТ в корковых структурах. Может выступать котрансмиттером НА в адренергических структурах

Эстрогены

Имеют взаимодействие с Г АМК, серотонинергической и адренергической ситемами

ИНЫЕ НЕИРОТРАНСМИТТЕРЫ

Ацетилхолин

Вовлечен в процессы внимания и памяти. Участвует в патофизиологии аффективных нарушений

Амиды жирных кислот

Влияют на сон, настроение, аппетит, либидо, обучение и память

Эйкозаноиды

Влияют на обмен 5-НТ. Обладают про- и противовоспалительными свойствами

Таурин

Тормозит синаптическую передачу. Улучшает энергообмен

  1. Моноаминовая гипотеза. Ведущей гипотезой патогенеза депрессии является нарушение баланса моноаминов в головном мозге, таких, как 5-НТ. НА и ДА [J.J. Mann, 2005]. Это наиболее популярная в послед­ние 60 лет теория. Она поддерживается теми фактами, что такие АД, как ТЦА и ИМ АО, повышают уровень моноаминов в ЦНС и приводят к купированию депрессии [D.A. Morilak, A. Frazer, 2004]. А последу­ющее эффективное внедрение АД из групп СИОЗС, СИОЗН, СИОЗСН только укрепило эту теорию [С.В. Renard et al, 2001]. Гипоталамо-гипофиэарно-надпочечниковая гипотеза. Вторая по популярности после моноаминовой гипотеза патогенеза депрессии. Возникла в 1996 году после публикации доказательств причастности изменения концентрации КРФ, АКТГ и кортизола к развитию депрес­сивных расстройств [F. Holsboer, N. Barden, 1996; F. Holsboer, 2000].
  2. Нейротрофическая гипотеза. Эта гипотеза патогенеза депрессии предполагает, что причиной депрессивного расстройства может слу­жить снижение содержания мозгового нейротрофического фактора — Brain Derived Ncurotrophic Factor (BDNF) и фактора роста эндотелия сосудов —• Vascular Endothelial Growth Factor (VEGF) в гиппокампе и в лимбических структурах, в то время как АД оказывают свое терапев­тическое действие именно за счет устранения данного дефицита (С Pittcnger, R.S. Duman, 2008].
  3. Старение гиппокампа и клеточная теории пластичности. I шнуре» за основана на обнаружении явления уменьшения количества нейро­нов в гипокампе и нарушения пластичности клеток в зубчатой ичви,чи­не при аффективных расстройствах [С/. Кстрсгшанп, €ь Kronenberg, 2003]. Эти наблюдения побудили исследователей сделать вывод о кт. что депрессия может быть связана с потерей нейронов в этой области мозга [R.M. Sapolsky, 2000]. К тому же было показано, что лечение АД, НТ, ЭСТ может увеличивать нейрогенез в гиппокампе [L. Santarelli et al, 2003].
  4. Макрофагальная теория. Некоторые исследователи связывают раз­витие депрессии с аномально высоким уровнем нитокинов при данном заболевании (а именно, воспалительных нитокинов и интерлейкинов) [R. Dantzer et al, 2008].
  5.  Циркадианная теория. Показано, что изменение длины никла ^день- ночь» — может быть причиной САР [Т. Dalgleish et al, 1996). Кроме того, нарушение регуляции циклов «сон-бодрствование», температура тела, Ад (которые находятся под контролем циркадианных часов) так­же играют не последнюю роль в развитии аффективной патологии