1. Гипоталамус и его пептиды. Недавно показано, что пептиды, нахо­дящиеся в гипоталамусе, отвечают не только за регуляцию пищевого поведения, но и за настроение тоже [E.J. Nestler, W.A. Jr. Carlezon, 2006]. Например, у такого пептида, как орексин (гипокретин) обнару­жен антидепрессивный эффект [М. Lutter et al, 2008]. Такие нейропеп­тиды, как меланокортин и нейропептид Y, также могут регулировать поведенческие реакции [E.J. Nestler, W.A. Jr. Carlezon, 2006]. Нейропептид Y вообще является перспективной целью разработки новых средств для лечения депрессии, не случайно его низкие концентрации находят в плазме и спинномозговой жидкости у депрессивных боль­ных, а также у суицидальных пациентов [L. Caberlotto, Y.L. Hurd, 2001].
  2. Эстрогеновая теория. Давно отмечена связь между депрессивными расстройствами и менопаузой у женщин [E.W. Freeman et al, 2006]. Хотя влияние эстрогенов на течение депрессий у мужчин остается не­достаточно изученным, есть данные, что изменений в настроении по­сле орхиэктомии, проведенной по медицинским показаниям (напри­мер, при злокачественных опухолях яичек) можно избежать, проводя лечение мужчин эстрогенами [Z.A. Hughes et al, 2008].
  3. Генетические механизмы. В последнее время ведутся поиски меха­низмов быстрого антидепрессивного эффекта некоторых веществ [M.G. Lee et al, 2006; N. Tsankova et al, 2007]. Есть предположение, что данный эффект возможен за счет изменения транскрипции генов в нейронах за счет изменения ковалентных связей (например, ацетилировиние, метилирование, фосфорилирование).

Список альтернативных гипотез патогенеза депрессий может быть про­должен с указанием еще многих теорий (например, с вовлечением системы эндогенных опиоидов, гистаминовой, эндоканнабиноидной и других систем), более легально о других возможных альтернативных гипотезах мы погово­рим при разборе лечебных вопросов.

Мл сегодняшний день о патофизиологических механизмах развития де­прессивных расстройств известно настолько много, что вряд ли вся имеюща­яся базовая информация поместится не только в отдельную главу, но и даже в пелую (ггдельную книгу. К тому же мы не ставили перед собой цель осветить уже хорошо известные и изученные факты о патофизиологии данного заболе­вания. Мы посчитали необходимым лишь напомнить читателю основные теории развития депрессии. Сделано это для того, чтобы приоткрыть занавес перед проблемой резистентности и основных подходов к ее лечению. Логич­но предположить, что чем больше у практического врача будет знаний о су­ществующих механизмах развития депрессивных расстройств, тем больше вариантов борьбы с кажущимися неизлечимыми депрессиями он будет иметь.