Основные причины псевдорезистентности
- Антидепрессивная терапия, неадекватная по дозе или длительности либо не соответствующая характеру и тяжести депрессии, ее нозологической форме и не учитывающая ведущий психопатологический синдром.
- Несоблюдение пациентом схемы терапии (нонкомплайнс или низкий комплайнс к лечению), в том числе нонкомплайнс или низкий ком- плайнс из-за побочных эффектов ПФТ.
- Наличие у пациента вторичных выгод от болезни, сопутствующих JIP.
- Невыявленные ранее психологические и социальные факторы, которые вызывают или поддерживают депрессию.
- Невыявленные ранее иные сопутствующие психические расстройства (например, коморбидное ОКР или СТР) или невыявленная ранее психотическая симптоматика в рамках депрессии, невыявленный ранее биполярный характер заболевания, порождающие неадекватность терапии.
- Принципиальные диагностические ошибки (лечим состояние как депрессию, в то время как она таковой не является).
- Невыявленная ранее сопутствующая соматическая, в частности эндокринная или иммунная патология (например, дизрегуляция гипотала- мо-гипофизарно-адренокортикальной системы или ревматоидный артрит).
- Невыявленное ранее органическое поражение ЦНС.
- Невыявленная ранее сопутствующая наркологическая патология (например, зависимость от ПАВ или злоупотребление ПАВ, включая злоупотребление кофеином и никотином).
- Фармакогенная депрессия (депрессия, вызванная приемом потенциально депрессогенных лекарств), ятрогенная депрессия (депрессия, вызванная потенциально депрессогенными нефармакологическими медицинскими вмешательствами, например облучением ЦНС).
- Необнаруженные ранее неблагоприятные фармакокинетические и фармакодинамические взаимодействия ПФТ друг с другом и с другими лекарствами, принимаемыми больным.
Понятие об отрицательной терапевтической резистентности (или интолерантности). В этом случае речь идет о повышенной чувствительности больного к развитию побочных эффектов психотропных лекарств (экстрапирамидные, соматические, нейроинтоксикационные и другие расстройства). Выраженность побочных эффектов у такого больного при этом, как правило, превышает выраженность положительного терапевтического действия назначаемых препаратов, и в результате имеем невозможность применения у этого больного адекватных доз психотропных препаратов и неспособность добиться желаемого терапевтического эффекта. Существенную роль в развитии интолерантности к ПФТ играет органическая мозговая симптоматика, аллергическая предрасположенность и сопутствующие соматические расстройства [Д.И. Малин, 2003].
Показано, что все вышеуказанные формы ТРД могут сочетаться у одного и того же больного, взаимодополнять и взаимно отягощать друг друга [Г.Э. Мазо, 2008]. Например, когда у больного с первичной или истинной резистентной депрессией все же удается добиться терапевтического эффекта, в будущем лечение может, тем не менее, вновь оказаться неэффективным вследствие присоединения явлений фармакологической адаптации к препарату (вторичная резистентность) или явлений интолерантности вследствие ал- лергизации организма, или же может развиться псевдорезистентность вследствие, скажем, присоединения некоей соматической патологии или вторичных выгод от болезни.
Другой обширной классификацией ТРД является классификация по B.C. Подкорытову (2002), который выделяет следующие ее формы:
Резистентность, связанная с процессом терапевтического вмешательства.
- Абсолютная, генетически детерминированная резистентность ко всем медикаментозным и немедикаментозным методам терапии. Встречается у 10-18% больных.
- Генетически детерминированная резистентность к определенным АД вследствие индивидуальных особенностей их метаболизма или рецепторного взаимодействия. Встречается у 15-17% больных.
- Неблагоприятное фармакокинетическое или фармакодинамическое взаимодействие АД с другими веществами, снижающее терапевтический эффект. Среди препаратов, способных к таким неблагоприятным взаимодействиям, следует особо отметить кортикостероиды, резерпин, типичные АП, барбитураты, блокаторы кальциевых каналов, НПВС, сердечные гликозиды, (3-адреноблокаторы, ряд ПЭП, наркотические анальгетики (при длительном приеме), АЛ, ПС.
- Неадекватность антидепрессивной терапии (по дозе или длительности, либо несоответствие назначенных препаратов тяжести, ведущему психопатологическому синдрому или нозологической форме депрессии), несоблюдение пациентами режима терапии (нонкомплайнс или низкий комплайнс). По данным на 1996 г., встречается не менее чем у 50% больных.
Резистентность, связанная с патопластическими факторами.
- Наличие сосудистых, аутоиммунных, эндокринных, хронических воспалительных и инфекционных и других интеркуррентных заболеваний, психогенных расстройств, органического церебрального фона и инволюционного периода.
- Нециклоидная конституция: шизоидные, истерические, сензитивные, ипохондрические, ананкастные, паранойяльные черты личности и гетерогенная наследственная отягощенностъ, что, по-видимому, и составляет так называемый дефект темперамента при «периодических дегенеративных психозах» у «старых» авторов.
- Наличие неблагоприятной социальной ситуации.
Резистентность, связанная с самим болезненным процессом.
- Формирование негативной симптоматики: неспецифическое снижение энергетического потенциала, негативная аффектация, резидуальные астенические состояния, нажитая реактивная лабильность, психопатоподобные или депрессивные изменения личности.
- Затяжной или хронический тип течения депрессивного синдрома с циркулярностью в ремиссиях и медленно нарастающей прогреди- ентностью с формированием «депрессивного стиля жизни».
- Устойчивость гетерономных синдромов: обсессивного, ипохондрического, деперсонализационного.
Резистентность, связанная с популяционными закономерностями.
- Связанная с глобальной фазностью психической патологии.
- Резистентность, связанная с культуральными факторами.
Помимо этого, в теоретическом плане, по С.Н. Мосолову (1995), депрессия может быть резистентной:
- только к одному АД;
- к двум и более АД;
- к АД и к наиболее часто применяемым дополнительным средствам, повышающим эффективность АД (литий, трийодтиронин, карбама- зепин, ламотриджин, ААП);
- к сочетанию АД с нелекарственными методами (ПА, ЭСТ, лазер);
- исключительно к ЭСТ при отсутствии резистентности к адекватной ПФТ;
- ко всем видам терапии.
Д.И. Малин (1998), в свою очередь, разделяет резистентные депрессии по преобладанию ведущего клинического симптомокомплекса на меланхолическую, тревожную, деперсонапизационную, ипохондрическую и энергическую. На практике, однако, основное значение имеет повышенная частота встречаемости атипичных, деперсонализационных и ипохондрических вариантов депрессий среди больных с ТРД; остальные формы депрессий в целом не различаются в резистентной и нерезистентной популяциях.
Зарубежные авторы [М.Е. Thase и A.J. Rush, 1997] в основу своей классификации положили стадийность развития степеней терапевтической резистентности, весьма сходную с классификацией, предложенной С.Н. Мосоловым в 1995 году.
Стадии терапевтической резистентности [M.E.Thase, A.J. Rush, 1997]
- неэффективно адекватное лечение одним АД любой фармакологической группы (эффект отсутствует у 35-40% больных).
- неэффективно адекватное лечение двумя АД различных фармакологических групп (эффект отсутствует в 35-50% случаев).
- неэффективно адекватное лечение АД в комбинации с литием или другим НТ (эффект отсутствует в 52—72%).
- неэффективно лечение ГЦА и тимоаналептиком — обратимым ИМАО или литием и ИМАО (эффект отсутствует в 40% случаев).
- отсутствие эффекта при проведении курса ЭСТ (эффективность — 50- 84%), что фактически является критерием отграничения истинной и псевдорезистентности.
Однако такая классификация имеет определенные недостатки — отсутствие указаний на дозы и длительность терапии, а также более высокий уровень резистентности при замене АД на АД из другого класса, чем при замене на АД из того же класса [Г.Э. Мазо, 2008].
Некоторые западные авторы выделяют только абсолютную резистентность — отсутствие (или «неадекватность», недостаточность) ответа на терапию АД в «максимальных нетоксичных дозах» и в «расширенный промежуток времени» (как правило, в течение 8-12 недель) [J.P. O’Reardon, J.D. Amsterdam, 1998; D. Souery, 1999].
Об относительной резистентности за рубежом говорят, когда терапевтического ответа нет на «неадекватную» терапию АД, то есть когда не выдерживаются доза и длительность назначения либо когда назначение АД не соответствует тяжести депрессии (например, СИОЗС недостаточно эффективны при тяжелой депрессии) или ее нозологической форме (например, АД без АП малоэффективны при психотической форме депрессии, АД без НТ малоэффективны при депрессивной фазе БАР) [R.M. Berman et al, 1997].
В конце разговора о классификации ТРД нам бы хотелось показать место резистентности, наравне с другими факторами, играющими роль в постановке диагноза и назначении лечения. По сути это попытка построить классификацию депрессий по популярному нынче многоосевому принципу. Под осью в данном случае мы понимаем некий независимый фактор, который определяет тактику лечения, выбор способа лечения и прогноз. Суть этой классификации, предложенной М.К. Резниковым, в контексте ТРД — продемонстрировать тот факт, что резистентность является такой же важной характеристикой, как, например, тип течения и тяжесть депрессии. Данная классификация не претендует на практическое применение, а является лишь попыткой показать роль и место резистентности в классификации депрессивных состояний.