АД этой группы блокируют обратный захват 5-НТ из синаптической ще­ли, в результате чего увеличивается концентрация этого иейромедиатора в ЦНС. При этом они практически не блокируют обратный захват других мо­ноаминов (ДА и НА). СИОЗС отличаются лучшей переносимостью по срав­нению с ТЦА, СИОЗСН, ИМАО. С другой стороны, они сравнимы по эффек­тивности с ТЦА и СИОЗСН, по крайней мере при легких и средних депресси­ях. Известные представители этой группы — флуоксетин, пароксетин, циталопрам, эсциталопрам, сертралин, флувоксамин.

Препараты группы СИОЗС были введены в практику в конце 1980-х годов и на сегодняшний день являются наиболее популярной группой АД [N. Sartorius, 2007]. Они рекомендуются в качестве препаратов первого выбора при большинстве депрессий (особенно при легких и средних депрес­сиях). СИОЗС также эффективны для лечения тревожных и фобических рас­стройств, панического расстройства и одобрены FDA для этой цели. Кроме того, СИОЗС, в отличие от ТЦА (за исключением кломипрамина), эффектив­ны при ОКР.

Между отдельными представителями группы СИОЗС имеются некоторые индивидуальные различия, которые следует учитывать при выборе терапии. Так, например, пароксетин обладает довольно существенной м- холинолитической и некоторой антигистаминной активностью, что обуслав­ливает его способность давать сонливость и седацию, особенно в начале те­рапии, повышение аппетита и прибавку массы тела при длительном приеме (в противоположность бессоннице и обострению тревоги в начале терапии, снижению аппетита и веса у большинства СИОЗС) и вызывать запоры (в про­тивоположность большинству СИОЗС, способных вызывать в начале терапии диарею). Флувоксамин ингибирует фермент CYPiA2, в результате чего он тормозит метаболизм мелатонина в печени. Этим, как полагают, отчасти обу­словлена достаточно выраженная седативная активность флувоксамина. По­мимо этого, флувоксамин также обладает значительной антигистаминной и м-холинолитической активностью и способностью вызывать сонливость и прибавку массы. Помимо этого, пароксетин и флувоксамин также наиболее часто среди СИОЗС дают аноргазмию, расстройства эякуляции. Флуоксетин, помимо своей способности блокировать обратный захват 5-НТ, является так­же прямым агонистом серотониновых 5-НТ2С рецепторов, что обуславливает более сильное, чем у других СИОЗС, стимулирующее действие, более часто встречающуюся бессонницу и обострение тревоги в начале терапии и более выраженное снижение аппетита и массы тела по сравнению с другими СИОЗС (это даже позволило применение off-label именно флуоксетина как «средства для похудания»). Сертралин в высоких дозах достаточно сильно блокирует обратный захват не только 5-НТ, но и ДА (в отличие от других СИОЗС, которые в высоких дозах начинают также блокировать обратный захват НА, а не ДА), что может обусловить меньшее количество сексуальных побочных эффектов, а также меньшую выраженность и частоту встречаемо­сти СИОЗС-апатии и ангедонии на сертралине по сравнению с другими СИОЗС, и его возможно более высокую по сравнению с другими СИОЗС эффективность при депрессиях, протекающих со снижением мотивации, апа­тией, ангедонией. Кроме того, благодаря своему дофаминопозитивному дей­ствию сертралин в наименьшей степени среди всех СИОЗС повышает пролактин.

Преимущества:

  1. СИОЗС сравнительно оезоиасиы у пожилых, сомазически ослаблен­ных пациентов (у них Н8Т таких карам сриых для IЦА и весыиа частых в ПОЖИЛОМ возрасте проблем, как задержка мочи, запоры, повышение внутриглазного дваленим и риск обострения глаукомы, /ишоемзия. та­хикардия, аритмии, спутанность сознания или холинолизический де­лирий), у беременных (гораздо меньшая герязо»еиноезь) и у кормящих матерей (меньше поведенческая токсичность для реОсикп та счет меньшей липофнльносги и меньшею проникновения через планенту и в грудное молоко) [Н, Malm el al, 200$; H,A, КШ14и, I’ OtttfMid Qlausson, 2007]
  2. СИОЗС, в отличие от ТЦА (за исключением кломипрамина), эффек­тивны при сопутствующем ОКР [Y.J. Choi, 2009] и в отличие от ТЦА эффективны при сопутствующем СТР.
  3. В отличие от ТЦА, СИОЗС (за исключением пароксетина и флувок- самина), склонны давать не прибавку, а снижение массы тела, не по­вышение, а снижение аппетита, а для флуоксетина показано также по­вышение толерантности к глюкозе и выраженное снижение аппетита и массы тела [L. Breum et al, 1995]. Это удобно для применения у боль­ных с исходным ожирением или избыточной массой тела, дисметабо- лическим синдромом, СД 2 типа, повышенным аппетитом.
  4. СИОЗС более, чем ТЦА, эффективны при так называемых «атипич­ных» депрессиях, протекающих не с бессонницей, а с избыточной сонливостью, с повышением, а не снижением аппетита, с прибавкой массы вместо исхудания, при сезонном аффективном расстройстве (чаще всего протекающем по «атипичному» варианту), при депрессиях в рамках БАР, также часто протекающих с подобными признаками в отличие от депрессий в рамках РДР [V. Henkel et al, 2010].
  5. Отсутствие у СИОЗС выраженной седативной и снотворной активно­сти делает их особенно удобными у работающих или учащихся боль­ных. Также СИОЗС в значительно меньшей степени замедляют реак­цию и меньше мешают водить машину либо работать с опасными ме­ханизмами (некоторым исключением здесь могут быть пароксетин и флувоксамин, иногда дающие весьма выраженную сонливость и седа- цию в начале терапии). Отсутствие когнитивного побочного действия позволяет успешно применять СИОЗС у больных, для которых важна интеллектуальная продуктивность на работе или академическая успе­ваемость.
  6. Практически полное отсутствие у СИОЗС дисметаболических и эндо­кринных побочных эффектов делает их удобными для применения у пубертатных подростков [В. Groholt, 2011].
  7. Специфический побочный эффект СИОЗС, так называемая «СИОЗС- апатия», снижение эмоциональной реактивности и лабильности, мо­жет быть использован в терапевтических целях у больных с повышен­ной эмоциональной лабильностью, реактивностью настроения, при па­тологической импульсивности и некоторых формах агрессивного по­ведения, в частности при сопутствующих личностных расстройствах истероидного круга или при пограничной психопатии [S. Mazaira,
  8. 2004].
  9. Способность СИОЗС понижать либидо и тормозить эякуляцию может быть использована в терапевтических целях у депрессивных больных с жалобами на преждевременную эякуляцию [J.F. Kinzl, 2009].
  10. СИОЗС гораздо реже ТЦА и, возможно, реже СИОЗСН вызывают ин­версию фазы в манию или гипоманию или развитие смешанного со­стояния либо быстрого цикла при БАР. Это делает их удобными для применения в депрессивной фазе БАР в комбинации с НТ при нетяжелом течении фазы (т.е. при отсутствии показаний для СИОЗСН или X I), но в то же время при достаточно серьезной депрессии, оправды­вающей применение АД (т.е. в ситуации, когда монотерапия литием, ламотриджином или ААП — недостаточна) [Т. Higuchi, 2004].
  11. Некоторые СИОЗС обладают умеренной анальгетической активно­стью: флуоксетин и сертралин могут применяться при фибромиалгии [F. Ursini et al, 2010], флувоксамин эффективен при постинсультных болях (М. Shimodozono et al, 2002], при ГБН (хотя и уступают по эф­фективности ТЦА) [P.L. Moja et al, 2005] и других хронических боле­вых синдромах.

Недостатки:

  1. Замедленное наступление эффекта по сравнению с более мощными АД типа СИОЗСН или ТЦА (обычно к 3-4 неделе по сравнению с 2- 3 неделями у ТЦА и СИОЗСН) [M.J. Taylor et al, 2006]. Поэтому СИОЗС являются не самыми лучшими АД для тех ситуаций, где либо по социальным показаниям (работа, учеба, сложная семейная обста­новка), либо по причине объективной тяжести состояния или суицидоопасности нужен быстрый эффект.
  2. Хорошо известна относительная слабость антидепрессивного эффекта СИОЗС по сравнению с ТЦА и СИОЗСН при тяжелых депрессиях. Силы их АД эффекта может не хватить для выведения больного в ре­миссию, особенно если тяжесть депрессии у больного была изначаль­но недооценена. А при тяжелых или затяжных (и в особенности рези­стентных) депрессиях эффекта может не быть вообще либо он окажет­ся неполным.
  3. Ограниченность биохимического эффекта СИОЗС только одной лишь серотонинергической системой приводит к тому, что нередко данные АД устраняют не все симптомы депрессии. К тому же вызываемый СИОЗС дисбаланс моноаминов в ЦНС (повышение уровня 5-НТ с реципрокным понижением уровней НА и ДА) нередко приводит к таким побочным эффектам, как апатия, вялость, сонливость, слабость, низкое либидо, притупление эмоций, и эти побочные эффекты могут быть ошибочно восприняты как недокупированная депрессия либо сами служить причиной депрессии [С.М. Jr. Beasley et al, 2000].
  4. В силу отсутствия неспецифического седативного эффекта СИОЗС довольно часто обостряют тревогу и бессонницу [D. Warden et al, 2010], особенно в начале терапии, а значит, требуют адекватного «противотревожного прикрытия», и их применение может быть за­труднено или нежелательно у больных с выраженной тревогой, воз­буждением, бессонницей. .
  5. За счет способности понижать содержание ДА в ЦНС СИОЗС нередко вызывают ЭПС или акатизию, тризм челюстей, бруксизм, или вают экстрапирамидные побочные эффекты АП или проявления Ш [D.L. Stevens, 2008]. Это затрудняет или исключает их применение^ больных с БП. а также в целом затрудняет их применение у пожилых больных (с возрастом даже при отсутствии БП понижается количество ДА-нейронов и возрастает чувствительность к экстрапирамидным по­бочным эффектам ПФТ). Иногда СИОЗС у пожилых способны вы­звать даже акинезию, с соответствующими соматическими рисками (пневмония, пролежни).
  6. Многие СИОЗС (прежде всего пароксетин, флувоксамин, флуоксетин, в меньшей степени сертралин и в еще меньшей циталопрам и эсцита- лопрам) являются ингибиторами ферментов системы цитохрома Р-450, а значит обладают способностью повышать концентрацию многих ле­карств в крови, и, следовательно, могут давать токсические взаимо­действия [Е. Montane et al, 2009]. Особенно важна в контексте ПФТ при ТРД способность многих СИОЗС повышать концентрации в крови ТЦА, карбамазепина, ряда АП, что может привести не только к усиле­нию их терапевтического действия, но и к проявлению побочных эф­фектов и токсичности.
  7. Способность СИОЗС сильно понижать либидо, вызывать аноргазмию или снижение яркости оргазма, тормозить эякуляцию [G. Corona et al, 2009]    нередко служит причиной нонкомплайнса больных к их приему, особенно длительному, причем из-за ложной стыдливости больные нередко не озвучивают эту причину отказа от препарата либо вообще не сообщают врачу о том, что прекратили принимать препарат. Неко­торые больные, ощущая сексуальную сферу как очень важную для себя часть жизни, даже охотнее принимают ТЦА, имеющие в целом больше побочных эффектов, но менее выраженное действие на сексу­альную сферу.
  8. СИОЗС при сочетании с опиоидами способны вызывать серотонино- вый синдром, что требует осторожности при их применении у боль­ных, получающих опиоидные анальгетики [К.С. Mills, 1997].
  9. СИОЗС, понижая содержание 5-НТ в тромбоцитах, способны пони­жать агрегацию тромбоцитов и свертываемость крови, что требует осторожности при их назначении больным, которым предстоят хирур­гические операции, а также больным с нарушенным гемостазом, боль­ным, получающим антиагреганты или непрямые антикоагулянты, больным с ЯБЖ, ЯБДК или эрозивным гастритом [С.Р. Alderman et al, 1992].
  10. Отсутствие у СИОЗС форм для парентерального введения затрудняет их применение по сравнению с ТЦА, имеющими таковые формы, у возбужденных, агрессивных, некомплаентных к пероральному приему лекарств больных, а также у больных с нарушениями всасывания ле­карств в ЖКТ или индивидуально повышенным метаболизмом ле­карств в печени.