Преимущества:

  1. СИОЗСН имеют намного меньше побочных эффектов, чем у ТЦА, так как они практически лишены холинолитического действия (кроме венлафаксина), и потому почти не вызывают запоров, задержки мочи, обострения глаукомы и т.д. [P.J. Mease, 2009].
  2. СИОЗСН лишены а-адреноблокируюшего и гипотензивного действия и в отличие от ТЦА не дают ортостатическую гипотензию и ортостръ
  3. тическую тахикардию, не обладают кардиотоксичностью и но дают свойственных ТЦА аритмий и нарушений проводимой и |Л Гпиипйг/ et al, 2007].
  4. У АД этой группы (кроме венлафакеина) практически отсутствуют се­дативный и антигистаминный эффекты и поэтому они обычно но дано чрезмерной сонливости и седации, прибавки веса, повышения аппети­та. Отсутствие выраженного седативного эффекта позволяет приме- нять СИОЗСН у работающих и учащихся больных, а отсутствие не­благоприятного холи политического влияния на когнитивную сферу (частого побочного эффекта у ТЦА) позволяет применять их у боль­ных, для которых важна интеллектуальная продук тивное п. или акаде­мическая успеваемость. Также СИОЗСН обычно не вызывают рсципрокного снижения уровня ДА в ЦНС и поэтому редко вызывают СИОЗС-апатию или амотивационный синдром.
  5. Переносимость СИОЗСН приближается к переносимости СИОЗС, хо­тя и уступает ей, и намного лучше, чем переносимость ТЦА, поэтому комплайнс больных к СИОЗСН гораздо выше, чем при приеме ТЦА [J.M. Dupuy et al, 2011].
  6. СИОЗСН обладают выраженным антидепрессивным эффектом и от­личаются быстротой его наступления (часто уже на 5-7 сутки), и пре­восходят по этим параметрам СИОЗС, хотя и могут, по некоторым данным, все же уступать по силе антидепрессивного эффекта препара­там группы ТЦА (по данным же других авторов, СИОЗСН эквива­лентны ТЦА по силе). Поэтому АД этой группы являются препарата­ми выбора при тяжелых и суицидальных депрессиях, при психотиче­ской депрессии (совместно с АП), или в тех случаях, когда нужен быстрый эффект по социальным показаниям [S.M. Stahl et al, 2005].
  7. СИОЗСН обладают сильной анальгетической активностью и превос­ходят по этому параметру СИОЗС, что дает им преимущество перед СИОЗС не только при тяжелых депрессиях, но и при депрессиях, соче­тающихся с хроническим болевым синдромом (при злокачественных заболеваниях, нейропатических болях, мигрени, невралгиях и др.) [P.J. Mease, 2009]. Анальгетическая активность СИОЗСН зависит от сбалансированности их влияния на серотонинергическую и норадре- нергическую систему, и лидирующие позиции здесь занимает ду­локсетин, более эффективный и по сравнению с более «серотонино- выми» СИОЗСН (венлафаксин), и по сравнению с более «норадрена- линовыми» СИОЗСН (милнаципран).
  8. Практически полное отсутствие у СИОЗСН эндокринных и дисмета- болических побочных эффектов позволяет применять их у пубертат­ных подростков [А.P. Yu et al, 2011].
  9. Отсутствие у большинства СИОЗСН (кроме венлафакеина) тенденции давать прибавку массы тела и повышение аппетита при длительном приеме делает их удобными для применения у больных с исходным ожирением или избыточной массой тела, повышенным аппетитом [С. Hanotin et al, 1998].
  10. СИОЗСН значительно реже ТЦА дают инверсию фазы в манию или гипоманию или развитие смешанных состояний либо быстрого цикла при лечении БАР. Это позволяет применять СИОЗСН при тяжелых депрессиях в рамках БАР (в ситуациях, когда СИОЗС неэффективны либо изначально не показаны из-за тяжести депрессии), в комбинации с НТ. Так, например, дулоксетин и венлафаксин успешно применяют при депрессивных фазах в рамках БАР и РДР, причем показана более высокая эффективность дулоксетина [G. Serafim et al, 2010]. Также по­казано, что венлафаксин можно безопасно применять при депрессив­ной фазе в рамках БАР, не отвечающей на монотерапию литием (то есть достаточно тяжелой), и что при этом отмечалась низкая частота инверсии фаз [J.D. Amsterdam et al, 2010].
  11. Показано, что СИОЗСН можно безопасно применять при БП [Н. Takahashi et al, 2005] и при болезни Альцгеймера [К. Mizukami et al, 2009].
  12. Милнаципран имеет преимущество в том, что имеет очень низкий по­тенциал неблагоприятных фармакокинетических взаимодействий, не влияет на метаболизм других лекарств системой ферментов цитохрома Р-450 и сам практически не метаболизируется печенью, что может быть важно для больных с поражениями печени [S.M. Stahl et al, 2005].

Недостатки:

  1. СИОЗСН имеют больше побочных эффектов, чем СИОЗС, и поэтому не могут быть рекомендованы в качестве препаратов первой линии при легких и средних депрессиях, при которых могут оказаться эф­фективными и лучше переносимыми препараты группы СИОЗС [J.M. Dupuy et al, 2011].
  2. Препараты данной группы имеют, помимо серотонинергических (ГБ тошнота, рвота, понос, головокружение, тризм челюстей, акатизия или ЭПС), также и норадренергические побочные эффекты (тахикардия повышение Ад, потливость, тремор, сердечные аритмии на фоне гиперкатехоламинемии, гипергликемия, спастические запоры, дизуриче- ские явления), затрудняющие их применение у пожилых больных (у которых нередко имеется АГ, сердечно-сосудистые заболевания, наклонность к запорам, аденома простаты), у больных любого возрас­та с СД, сердечно-сосудистыми заболеваниями [S.A. Montgomery, 2008]. Мидриаз и повышение внутриглазного давления, вызываемые СИОЗСН, затрудняют их применение у больных с глаукомой.
  3. Обострение тревоги и бессонница в начале терапии СИОЗСН встреча­ется также чаще, чем при терапии СИОЗС, возможно, вследствие по­вышения концентрации катехоламинов (НА и адреналина) в крови. При терапии венлафаксином может чаше по сравнению с другими АД встречаться обострение суицидальных тенденций [A. Davis et al, 2щШ| Это затрудняет их применение у больных с выраженной тревогой, бвШ
  4. сонницей, суицидальными намерениями, и требует адекватного противотревожного прикрытия и строгого надзора за потенциально суи­цидоопасным больным в начале терапии.
  5. Способность СИОЗСН давать сексуальные побочные эффекты (аноргазмию, снижение либидо, торможение эякуляции) [S.M. Stahl et al,
  6. 2005]      нередко приводит к нонкомплайнсу больных, причем причины отказа могут не озвучиваться больным либо врач может быть даже не информирован об отказе больного от препарата (здесь ситуация анало­гична СИОЗС). Некоторые больные из-за этого даже предпочитают ТЦА, имеющие в целом больше побочных эффектов, но меньшее вли­яние на сексуальную сферу.
  7. Венлафаксин дает инверсию фазы чаще, чем СИОЗС и бупропион [J. Chen et al, 2010], что требует осторожности при его назначении больным с БАР.
  8. Дулоксетин и, в меньшей степени, венлафаксин являются ингибито­рами изофермента цитохрома Р-450 2D6 и могут повышать концентра­ции лекарств, метаболизируемых этим ферментом, что создает потен­циал для неблагоприятных фармакокинетических взаимодействий и повышения токсичности. Ингибирующая активность дулоксетина сравнима с таковой сертралина [S.M. Stahl et al, 2005], у венлафакеина несколько ниже, однако также клинически значима. В контексте ПФТ при ТРД особенно важно повышение ими концентрации ТЦА, карба- мазепина, ряда АП.
  9. Отсутствие у СИОЗСН форм для парентерального введения затрудня­ет их применение по сравнению с ТЦА, имеющими таковые формы, у возбужденных, агрессивных, некомплаентных к пероральному приему лекарств больных, а также у больных с нарушениями всасывания ле­карств в ЖКТ или индивидуально повышенным метаболизмом ле­карств в печени.