Дисфория — сочетание пониженного фона настроения с раздражительностью, озлоблением или злобой. Настроение может колебаться от легких субдепрессив- ных эпизодов до выраженной глубокой тоски. Точно так же и раздражительность по степени выраженности проявляется от придирчивости, обидчивости, недо­вольства или ворчания до напряженной злобы и ярости. Состояние дисфории - это бич отделений, где сосредотачивается много больных эпилепсией или орга­ническими расстройствами головного мозга. Возникает это психическое наруше­ние и по механизмам эндогенного (аутохтонного) процесса, и как психогенная реакция на самые разные, чаще всего незначительные поводы — бранное слово соседа по палате, неуважительное обращение медицинской сестры или санитара, отказ в предоставлении добавочной порции супа, непроглаженное постельное белье. Начинающим врачам всегда нужно помнить, что в реальной жизни чаще всего нападениям эпилептиков подвергаются именно те сотрудники и больные, которые проявляют так называемые мелкие пакости в отношении них. Чем более спокойным, уважительным и эмпатическим будет отношение к ним, тем менее вероятен факт дисфорической агрессии. Одна наша больная с грубыми эпилепти­ческими изменениями личности, очень крупная дама, несколько дней караулила док­тора возле его квартиры с кирпичом в руке, обидевшись на невнимательное и нес­колько высокомерное отношение к ней. Только счастливая случайность уберегла док­тора от «встречи с кирпичом».

Гипертимия. При ней проявляется болезненно повышенное настроение в раз­ной степени выраженности, от легкой гипомании до выраженного маниакального состояния. Простая, веселая гипомания довольно легко диагностируется. Весе­лое, бесшабашное, легкое лучезарно-солнечное настроение с незначительно ус­коренной речью, двигательным оживлением, нерезко выраженной гипермнези- ей, цитированием пословиц, поговорок, шуток, метафор, перечислением своих знаменитых знакомых и друзей — весьма понятный и легко уловимый феномен. Значительно сложнее дело обстоит с так называемой гневливой гипоманией.

В кабинет ускоренной, пружинящей походкой влетает средних лет мужчина и начи­нает с порога высказывать обвинения в организации прохождения медицинского осмотра в нашем учреждении. Речь его незначительно ускорена, с легким напором, сопровождае­мая обильной жестикуляцией. Мимика экспрессивная, выражение глаз осуждающее, гневное. Посетитель источает громы и молнии в адрес «бюрократов от медицины». Труд­но сразу заподозрить эндогенное психическое заболевание, так как сюжетом его гневных тирад являются, как правило, реальные события, жизненные коллизии и явления.

Что помогает правильно опознать психопатологическую природу феномена? Цикличность таких «походов за справедливость». В отличие от паранойяльной «правозащитной» деятельности, гневного монолога сутяги, длящегося у сутяги всю его жизнь, в случае гневливой гипомании имеется точно такая же циклич­ность состояний как при обычной простой мании или гипомании. В отличие от паранойяльного сутяги, речь и мышление все же будут чуть-чуть ускорены. И на­конец, может быть главное — при паранойяльном гневном монологе основная идея, мысль, суть претензий и борьбы за «праведное дело» остаются неизменно устойчивыми. При гневливой гипомании, хотя и не очень заметно, нить моноло­га, содержание обвинения могут меняться, колебаться, лавировать в зависимости от колебаний внимания, внешней ситуации, предвходящих обстоятельств.

В нашем примере пациент, забежавший в кабинет главного врача с целью разоб­лачить бюрократическую организацию медосмотра, увидев на столе руководителя современный компьютер, может переключиться «по ходу дела» на разоблачение раз­базаривания государственных средств, т.е. неустойчивость внимания как одно из главных проявлений мании и гипомании обязательно должна сказаться на кли­нических проявлениях этого нарушения.