Чувство деятельности. Я осознаю себя в качестве активного живого существа. При нарушениях этого признака происходит изменение моего осознавания собственного наличного бытия, что и проявляется в деперсонализации. При беседе с больным, если он сам заговорит об изменении ощущения «Я», дополнительными вопросами нужно конкретизировать его переживания. Это очень сложные расстройства, человеку порой даже слова нужные трудно подобрать. Относительно чувства деятельности можно спросить, чувствует ли себя пациент активно живущим человеком, отдельной личностью, индивидуальностью, ощущает ли он в себе прежние психические силы? К этому же пункту, как писал Ясперс, относятся изменения сознания принадлежности именно мне тех или иных психических актов. Это не я думаю, эта мысль — не моя. Это чувство — не мое. Эти нарушения - переходной мостик от нарушения самосознания к синдрому Кандинского-Клерамбо. Именно по этому пункту нарушения самосознания В.Д. Менделевич предлагает опознавать нарушения самосознания у наркоманов (ст. в РПЖ №3,2003 г.), когда при формировании зависимости у наркоманов нивелируется именно эта, деятельная сторона сознания «Я».
Чувство единства «Я». При нарушениях этого формального признака ощущается расщепление, раздвоение «Я», и это также — одно из основных проявлений деперсонализации. Чтобы понятие единства «Я» было более ясным, можно воспользоваться следующим примером. Спортсмен тренирует в большей степени мышцы рук и плечевого пояса, если он пловец. Бегун больше налегает на мышцы ног. Во время тренировок они условно разделяют свое телесное «Я» на различные группы мышц и части тела. Но, выходя из тренировочного зала, они ощущают свое тело как нечто единое. На вопрос, почему женщина выбрала именно этого мужчину в мужья, она может ответить, что ей импонировали его ум или мужская сила, благородство или достоинство, она как бы искусственно разделяет своего избранника с показательной целью. На самом же деле она останавливает свой выбор на личности мужчины в ее цельном выражении. Мать любит своего ребенка не за ум или душевность, не за цвет волос или большие глаза. Она любит и принимает своего ребенка целиком, во всем его телесном и психическом единстве. Именно так, именно по-матерински мы воспринимаем самих себя и свое «Я» в норме — как нечто единое. При нарушении же единства «Я» мы как бы отдельно ощущаем разные составные части своей личности, своей индивидуальности, вплоть до появления второго «Я» или исчезновения «Я».
Идентичность «Я». И вчера, и сегодня, и завтра «Я» был одним и тем же «Я». Так в норме. А больной говорит, что до болезни «это был не он». Или наоборот, что-то изменилось после приступа болезни, «Я» стал не «Я». Человек может отчужденно воспринимать целые куски своей жизни, некоторые события своей прошлой жизни: «То, что было не со мной, помню». Нужно помнить, что речь идет не просто об изменении психического склада человека после болезни, это бывает сплошь и рядом. Речь идет именно об изменении осознавания своего «Я».
Человек противопоставляет себя всему остальному миру. Вот я, а вот весь остальной мир — природа, дома, города, другие люди. При болезни это противопоставление нарушается. Пациент может сказать, что он часть мира, часть дома, он — скамейка, прялка (пример Ясперса), бутылка. В нарушения этого же признака Ясперс относил и знание всем миром мыслей больного. (Современная психиатрия относит это к идеаторным автоматизмам.)
Изучив все четыре признака нарушения самосознания Ясперса, мы можем приступить к описанию отдельных проявлений дереализации и деперсонализации. В 1955 г. J. Todd описал состояние, которое назвал синдромом Алисы в стране чудес, по имени известной героини JI. Кэрролла. Он описывал психическое расстройство с явлениями дереализации (при которой искажались представления больного человека о времени и пространстве), деперсонализации, наличием иллюзий, псевдогаллюцинаций, метаморфопсиями, а также чувством раздвоения личности. Данное расстройство, по мнению автора, могло встречаться при эпилепсии, опухолях мозга, инфекционных и интоксикационных психозах и шизофрении.