Чувство деятельности. Я осознаю себя в качестве активного живого существа. При нарушениях этого признака происходит изменение моего осознавания собст­венного наличного бытия, что и проявляется в деперсонализации. При беседе с больным, если он сам заговорит об изменении ощущения «Я», дополнительными вопросами нужно конкретизировать его переживания. Это очень сложные расст­ройства, человеку порой даже слова нужные трудно подобрать. Относительно чувс­тва деятельности можно спросить, чувствует ли себя пациент активно живущим че­ловеком, отдельной личностью, индивидуальностью, ощущает ли он в себе преж­ние психические силы? К этому же пункту, как писал Ясперс, относятся изменения сознания принадлежности именно мне тех или иных психических ак­тов. Это не я думаю, эта мысль — не моя. Это чувство — не мое. Эти нарушения - переходной мостик от нарушения самосознания к синдрому Кандинского-Кле­рамбо. Именно по этому пункту нарушения самосознания В.Д. Менделевич пред­лагает опознавать нарушения самосознания у наркоманов (ст. в РПЖ №3,2003 г.), когда при формировании зависимости у наркоманов нивелируется именно эта, де­ятельная сторона сознания «Я».

Чувство единства «Я». При нарушениях этого формального признака ощуща­ется расщепление, раздвоение «Я», и это также — одно из основных проявлений деперсонализации. Чтобы понятие единства «Я» было более ясным, можно вос­пользоваться следующим примером. Спортсмен тренирует в большей степени мышцы рук и плечевого пояса, если он пловец. Бегун больше налегает на мышцы ног. Во время тренировок они условно разделяют свое телесное «Я» на различные группы мышц и части тела. Но, выходя из тренировочного зала, они ощущают свое тело как нечто единое. На вопрос, почему женщина выбрала именно этого мужчину в мужья, она может ответить, что ей импонировали его ум или мужская сила, благородство или достоинство, она как бы искусственно разделяет своего избранника с показательной целью. На самом же деле она останавливает свой вы­бор на личности мужчины в ее цельном выражении. Мать любит своего ребенка не за ум или душевность, не за цвет волос или большие глаза. Она любит и принимает своего ребенка целиком, во всем его телесном и психическом единс­тве. Именно так, именно по-матерински мы воспринимаем самих себя и свое «Я» в норме — как нечто единое. При нарушении же единства «Я» мы как бы отдельно ощущаем разные составные части своей личности, своей индивидуальности, вплоть до появления второго «Я» или исчезновения «Я».

Идентичность «Я». И вчера, и сегодня, и завтра «Я» был одним и тем же «Я». Так в норме. А больной говорит, что до болезни «это был не он». Или на­оборот, что-то изменилось после приступа болезни, «Я» стал не «Я». Человек может отчужденно воспринимать целые куски своей жизни, некоторые собы­тия своей прошлой жизни: «То, что было не со мной, помню». Нужно пом­нить, что речь идет не просто об изменении психического склада человека пос­ле болезни, это бывает сплошь и рядом. Речь идет именно об изменении осоз­навания своего «Я».

Человек противопоставляет себя всему остальному миру. Вот я, а вот весь ос­тальной мир — природа, дома, города, другие люди. При болезни это противопос­тавление нарушается. Пациент может сказать, что он часть мира, часть дома, он — скамейка, прялка (пример Ясперса), бутылка. В нарушения этого же признака Ясперс относил и знание всем миром мыслей больного. (Современная психиат­рия относит это к идеаторным автоматизмам.)

Изучив все четыре признака нарушения самосознания Ясперса, мы можем приступить к описанию отдельных проявлений дереализации и деперсонализации. В 1955 г. J. Todd описал состояние, которое назвал синдромом Алисы в стране чудес, по имени известной героини JI. Кэрролла. Он описывал психическое расстройство с явлениями дереализации (при которой искажались представления больного че­ловека о времени и пространстве), деперсонализации, наличием иллюзий, псевдо­галлюцинаций, метаморфопсиями, а также чувством раздвоения личности. Данное расстройство, по мнению автора, могло встречаться при эпилепсии, опухолях моз­га, инфекционных и интоксикационных психозах и шизофрении.