Третья стадия (этап) делирия может перейти в особую стадию, именуемую другим нозологическим определением — очень тяжелый, так называемый мусситирующий делирий, иначе его именуют бормочущим. Больные очень глубоко де­зориентированы в окружающем. Обращение к пациенту не вызывает реакции. Возбуждение суживается до пределов постели. Раздается бессвязное бормотание, набор отдельных слов или даже их обрывков. Время от времени можно отметить гиперкинезы, появляется известное в народе «обирание», при котором больные стряхивают с себя нити, натягивают и срывают простыню, вытаскивают подуш­ки. Общий вид сонливый. Нередко глубокий сон переходит в сопор и кому. Мы видим, что здесь имеют место известные взаимопереходы количества и качества, которые студенты-медики изучали на II курсе медицинского института. Качест­венное расстройство сознания при его углублении переходит в количественное - на смену тяжелому делириозному нарушению приходит оглушение и сопор. В этом и есть суть мусситирующего делирия. Автору довелось в молодости, при отсутствии современного оборудования и эффективных лекарственных средств, оказывать помощь больным с тяжелым мусситирующим делирием.

У одного из них на фоне нарастающего оглушения начали появляться глазодвигатель­ные нарушения, свидетельствующие о возможном переходе делирия в тяжелую энцефало­патию Гайе—Вернике. Пациент шумно дышал, появилось клокотание, булькание при ды­хании, начинался отек легких. При оказании реанимационных мероприятий из дыхатель­ных путей на выдохе выделялась пена, смешивающаяся с рвотными массами, главную часть которых составляло известное в народе средство — политура, коим хозяйки нати­рают мебель. Из тех пятерых пациентов с тяжелым мусситирующим делирием, что пришлось нам наблюдать, один умер, один выздоровел, у троих после перенесенного психо­за обнаруживали признаки органической деменции.

Особый вариант делирия - это так называемый профессиональный делирий. Почему он так необычно называется? Дело в том, что действия, которые совер­шает при данном помраченном сознании больной, напоминают автоматизиро­ванные движения, используемые в обычной жизни этим больным в своей собст­венной работе, своей профессии. На высоте помраченного сознания шофер со­вершает движения управления рулем автомобиля, ткачиха передвигает ткань и шьет, повар чистит овощи и выпекает пирожки, а штамповщик поворачивает рычаг пресса. Этот вариант делирия характеризуется значительно более глубоким помрачением сознания, чем типичный. Сознание полностью отрешено от окру­жающей жизни. Наплывов галлюцинаторных переживаний не бывает. Создается впечатление, что психика человека поворотом невидимого выключателя отклю­чается от мира и окружающей жизни и переводится в режим автономной, автома­тизированной псевдопрофессиональной деятельности. Алкогольный делирий име­нуется в обыденном сознании «белой горячкой». Связано это с большой смерт­ностью при этом психозе в прошлые века. От чего умирали пациенты? От нарастающего отека мозга или сопутствующих тяжелых соматических осложне­ний, прежде всего пневмонии и отека легких. Сегодня медицина имеет мощные орудия борьбы с интоксикацией — плазмоферез, гемодиализ, современные спо­собы детоксикации. Смертность от делирия значительно снизилась, но это пси­хическое расстройство не утратило принадлежности к неотложной ургентной психиатрии. Совершенно иные закономерности возникновения, течения и исхо­ды имеет онейроидное помрачение сознания.

При этом помрачении сознания на первое место выходят аутопсихическая дезориентировка, изменение самосознания, вплоть до расщепления, раздвоения, исчезновения и отчуждения своего «Я», аллопсихическая дезориентировка с пол­ной отрешенностью от действительности и погружением в мир грезоподобных переживаний. Масштабный фантастический грезоподобный чувственный бред, выраженные аффективные, часто полярные нарушения от депрессии до экстаза, массивные зрительные и слуховые псевдогаллюцинации, кататонические нару­шения — ступор, кататоническое возбуждение, частичная или полная амнезия ок­ружающей обстановки, ситуации при сохранности воспоминаний о содержании болезненных переживаний. Развитие онейроида происходит в определенной пос­ледовательности, запомнить и воспринять которую довольно сложно, если не вы­делить два основных алгоритма развития и динамики этого нарушения сознания. Во-первых, мы должны помнить, что сердцевину этого синдрома составляет вы­раженная патология самосознания, динамика постепенного отчуждения «Я». Именно по этой причине нам кажется правильнее сначала изучить нарушения са­мосознания, а затем лишь нарушения сознания, в частности онейроид, составной частью которого и является массивная патология самосознания. Во-вторых, на­растание фантастичности и громадности переживаний. Мы говорим, что дели­рий — типично экзогенное психическое расстройство. Проявляется в подавляю­щем большинстве случаев при интенсивном воздействии какой-либо вреднос­ти - отравлении, инфекции, травме и т.д. Внешнее воздействие не вызывает нарушение самосознания, природа оставляет больного внешним наблюдателем.