Алкогольный психоз

В этой главе рассмотрим случай типичного экзогенно-органического психичес­кого расстройства, преимущественно интоксикационной этиологии. Известно, что алкогольный делирий может служить моделью экзогенных психических рас­стройств. Клинические проявления этой реакции довольно типичны и подробно описаны Либермейстером в конце XIX столетия. Но вскоре Бонгоффер сообщает психиатрическому миру, что при разных вредностях и ядах могут быть одни и те же ответы, одни и те же реакции. Значит, дело не только в специфике экзогенной вредности, но и в особенностях функционирования мозга. Тогда можно ли гово­рить об экзогении как таковой? Наш случай - атипичен. Это и не делирий, и не чистый алкогольный галлюциноз. Остальной анализ предпочтительнее сделать после рассказа о страшной трагедии, приключившейся в городе под конец 2004 г. (по материалам большей части судебно-психиатрического акта). Экспертиза была проведена в декабре 2004 г. Пациентка почти полтора года находится на принудительном лечении в специализированной больнице с интенсивным на­блюдением.

Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство

А. А.Р., 1966 г. рождения.

Анамнез со слов больной: родилась в Узбекистане, в семье рабочих. Воспитывалась ма­терью. Наследственность не отягощена. В детстве ничем не болела. В школу пошла

с 7лет, училась вполне удовлетворительно. Предпочитала точные предметы: черчение, химию. Кружки не посещала, много времени проводила в играх на улице. Окончила 8 клас­сов, после чего поступила в учебный комбинат на курсы крановщиков, после чего работала по специальности крановщицы около двух лет. Вышла замуж в 22 года. Семейная жизнь осложнилась пьянством мужа. Была дважды беременной, с двумя срочными родами. Де­тей было двое: старшего сына родила до брака, в 18-летнем возрасте. Он умер в возрасте б лет отДЦП. Второго сына родила в возрасте 24 лет. Через 4—5 лет, в 1994 г., когда ей было 29 лет, начала употреблять наркотики. В тот год муж закончил жизнь самоубий­ством через повешенье. Употребление наркотиков сама связывала со смертью мужа. По­купала готовый раствор («ханку») в шприцах, вводила внутривенно, до 5 мл, в локтевой сгиб левой руки. Принимала наркотики в течение 1,5—2 лет, в период ломки ощущала бо­лезненность во всем теле, ломоту в суставах, головную боль. К наркологам не обращалась,

«было стыдно», бросила сама.

(Итак, по первой части анамнеза мы можем сделать два суждения. Первое - преморбидно у нашей пациентки никаких психических расстройств не отмеча­лось. После замужества она столкнулась с пьянством мужа, затем якобы вследст­вие психической травмы начала принимать наркотики. Конечно, психогенный момент мог иметь место, но мы должны помнить, что почти все наркоманы и лица, страдающие алкоголизмом, расскажут вам «вагон и маленькую тележку» самых разных стрессов и психогений, оправдывающих их зависимость.)

С 1996 г., по ее словам, «не кололась». До 1998 г. продолжала работать на разных ра­ботах. В 1998 г. переехала на постоянное место жительства в Набережные Челны, бли­же к матери, устроилась дворником в «КамАЗЖилБыт». Получила комнату в общежи­тии. Проживала вдвоем с сыном, который к тому времени начал посещать школу. Рабо­тала путейцем в Круглом поле. На постоянную работу не брали из-за отсутствия российского гражданства. В период безработицы нанималась на работу на рынке. Отно­шения с сыном складывались хорошие. Выпивала «иногда...много не пила», по пол-литра с мамой, приезжавшей из деревни.

(Второй раз семейное окружение играет важную роль в становлении зависи­мости.)

Опохмелялась почти всегда, когда с матерью устраивали праздничные встречи. 03.12.04 г. и 04.12.04 г. выпивала два дня подряд, справляли день рождения. 05.12.04 г. и 06.12.04 г. выпивала водку на работе, «чтобы согреться», так как на работе было хо­лодно. Последний раз принимала алкоголь 08.12.04 г. Из объяснения инспектора РДН сле­дует, что...семью А. знает около 5 лет, характеризует очень плохо, постоянно у них скандалы, драки. Мать несовершеннолетнего пьет, раньше была наркоманкой. Мальчика знает тоже около 5лет. Очень спокойный, учится хорошо... Из объяснения ОУР В., опро­сившего соседа М. Н.М., следует, что А. выпивает, к ней постоянно приходят пьяные мужчины.

Из показаний обвиняемой известно, что в 1999—2000гг. она переехала из Узбекистана к матери в г. Набережные Челны на постоянное место жительства. Раньше жила в г. Ташкенте Республики Узбекистан. Замуж вышла в марте 1988г. Через два года у нее родился сын Руслан. Семь лет жили нормально. Потом муж стал пить, и она решила с ним расстаться. В это время они жили в Оренбурге. Когда решила расстаться с ним, уехала в Ташкент. После этого муж в январе 1993 г. повесился. К матери в 1999 г. она приехала вместе с сыном. Жили они вместе постоянно. Наркотики употребляла иногда, в неделю обычно 3 или 4 раза. Иногда могла заварить эту же «ханку», выпить ее как чай. Это она делала обычно в компании. Алкоголь начала употреблять только в г. Набережные Челны. Стала пить пиво, водку, в том числе и ту водку, которая продается с рук за 30р.

Стала пить вначале с матерью, потом пить с подругами по подъезду. Также пила иногда со знакомым Р. Пила не часто: один раз в неделю. С подругами могла выпить две бутылки на двоих. С матерью пили одну бутылку по пол-литра и одну бутылку 0,25 л на двоих.

В последний раз выпивала 8 декабря 2004 г. с матерью, когда та приехала из деревни полу­чать пенсию. Мать по большей части проживает в деревне с сожителем. Ее сын Руслан не курит и не пьет. Он ругал ее и бабушку за выпивки. Решение об убийстве сына она приняла вечером 13 декабря 2004 г. после разговора с ним. Хотела убить его, чтобы избежать позо­ра, чтобы о нем в школе не говорили, что он педераст или «голубой». Он сам об этом не знал. Она пришла к этому выводу, потому что видела, как из окошка проникали какие-то лучи. Потом эти лучи превращались в какую-то формочку в виде груши, кисть руки и еще в ка­кие-то формы. Эти формы ползли сами, заползали ,по ногам женщин, под брюками у муж­чин. «Руслану эта форма заползала при мне под штанину». Она догадалась, что форма за­ползла в попу, т. е. в анальное отверстие ее сына. Таким образом, при ней эти формы запол­зали Руслану в анальное отверстие три раза. Это началось 11 декабря 2004 г.

(Итак, спустя три дня после последнего приема алкоголя манифестирует ост­рый интоксикационный психоз с картиной сложных истинных зрительных гал­люцинаций.)

Эти формы заползали и в нее, т. е. пытались заползти во влагалище. Она поймала эту форму в обоих случаях, когда та пыталась проникнуть, выкинула ее в ведро, рвала на куски. После чего та переставала ползти. Эти формы и лучи запускают незнакомые люди с улицы. Она видела двоих молодых пацанов лет 16—17 и женщину-девушку лет 16. Вообще молодые ребята такого же возраста запускают эти формы всему дому. Они обычно стоят вечером вдалеке от дома возле деревьев. Она слышала, что два пацана разговаривали между собой. В этот момент она шла мимо них. Они говорили, что эти формы (они называют их «лоша- рики») получают у какого-то мужчины на переходе возле магазина Универсам.