П. Ф.А., 1929 г. рождения. Состоит на учете с 1971 г. (с 43 лет). С1967г. появились головные боли, шум в ушах, бессонница, чувство слабости. Стал замечать, что с памятью не все в порядке. После 1970 г. головные боли, чувство покалывания в сердце, сердцебиение усилились. В январе 1969 г. впервые на работе потерял сознание. С этого времени часто происходили отключения сознания, во время которых иногда падал, иногда оставался на ногах. Перед припадком испытывает неприятное ощущение — ползание мурашек в левой стороне туловища, мерзнет рука, нога, туловище, ухо, все палевой половине тела, после чего теряет сознание. Такие отключения возникали по нескольку раз в день.
(Итак, после общемозговых неврологических проявлений через три года от первых клинических признаков появилась очаговость в симптоматике, асимметрия имеющихся расстройств.)
С 1970г. появились припадки тонического характера, а также состояния амбулаторного автоматизма, когда он мог проходить расстояние в километр, после чего обнаруживал, что был без сознания. Проводили рентгенографию черепа, обследовали глазное дно, которое до 1973 г. патологии не выявило. В связи со сложной полиморфной картиной припадков и неэффективностью противосудорожной терапии больной был направлен на обследование в ОПБ №1, где была выявлена опухоль головного мозга. Больной был прооперирован в августе 1973 г. по поводу опухоли височной доли. В последующем присоединился левосторонний гемипарез.
У данного больного припадки и амбулаторные автоматизмы появились в зрелом возрасте, аура носила фокальный характер, указывающая на сторону поражения, с самого начала больной отмечал затруднения в памяти. Больной с самого начала прошел полное обследование, но при дополнительных обследованиях патологии не выявлено. Отмечалась симптоматика, сходная с описанной при поражении опухолью височной доли.
Опухоли теменной доли. Изолированные поражения теменной доли встречаются редко. Но все же для удобства разбора симптоматику поражения лучше разобрать отдельно. Нарушения пространственного генеза относятся к одному из частых и ранних симптомов поражения теменной доли. Больные теряют представление о расположении улиц знакомого города, после прогулки не могут найти свой дом. Больная — педагог по профессии — после операции по поводу опухоли теменной доли обнаруживала полную несостоятельность при показе ей географической карты, путала расположение стран и материков и т.д. Больные теряют способность распознавать левую и правую сторону. Особенно не удаются больным пробы Хеда на перекрестные, указательные, «транзитивные» действия. Как отмечает М.О. Гуревич [21], массивные сенсорные расстройства возможны не только при нарушении сознания, но и в ясном сознании. У больных наблюдались эпизоды, когда окружающий мир менялся, становился мертвенно-бледным, недействительным, нереальным и когда появлялось ощущение исчезновения верхней половины тела, головы, глаз. Отмечаются тактильная агнозия, астереогноз. После классических работ, которые опубликовал Г. Лиемпан — создатель учения об апраксии, появилось много работ, посвященных апраксии. Расстройства схемы тела могут наблюдаться в качестве ауры эпилептического припадка. Так, у одного больного перед припадком появилось ощущение, что нижняя половина туловища уменьшилась. В другом случае больной ощущал, что левая нога быстро уменьшалась и исчезла совсем. Синдромы аграфии и акалькулии могут встречаться без апатических расстройств и с ними. Они могут быть использованы в локальной диагностике только в случае отсутствия интеллектуального снижения.
Опухоли с локализацией в области третьего желудочка мозга. Из других локализаций опухолей наибольший интерес представляют опухоли III желудочка, поскольку они дают массу психопатологической симптоматики. Остро возникающие гипертензионно-гидроцефальные кризы сопровождаются резкими головными болями, иногда столь интенсивными, что больные теряют сознание. В анамнезе отмечаются обмороки, эпизоды оглушений, приступы дурноты. Летаргический симптокомплекс и различные виды пароксизмально возникающих расстройств сознания онирической структуры в сочетании с обменно-вегетативными нарушениями и выраженной астенией характеризуют патологию при опухолях III желудочка. Больные много спят и внешне производят впечатление
нормально спящих людей. Чаще всего их легко вывести из сна окриком или легким прикосновением, однако они вскоре вновь быстро засыпают. Наблюдаемые у них состояния сомнолентности не характеризуют определенной стадии оглушения, поскольку выведенные из сна они не обнаруживают явлений оглушения. Спят в нормальной позе спящего человека, укладываются, переворачиваются с боку на бок. В то время как сомнолентность у больных с опухолями III желудочка — частый и начальный симптом, патологический сон при других локализациях опухолей встречается только при их злокачественном росте или в терминальной стадии доброкачественных опухолей. В последнем случае наблюдается так называемый патологический сон второго вида, характеризующийся состоянием оглушения после пробуждения. В отдельных случаях при втором типе патологического сна возникает необходимость дифференцировать их от сопора и комы. Больные самостоятельно не просыпались, их приходилось будить даже для приема пищи. Пробуждение было замедленным, после чего обнаруживались симптомы оглушения. При пробуждении медленно открывали глаза, взгляд оставался вялым, безразличным. При опухолях III желудочка выявляется астенический симп- томокомплекс как второй кардинальный признак локального поражения. Больные вялы, адинамичны, крайне утомляемы, часто обнаруживается упадок питания, падение мышечного тонуса. Особенность астенического состояния при опухолях этой локализации — отсутствие раздражительной слабости (как при неврастении) с эмоциональной лабильностью и гиперестезией. Астения в таких случаях протекает на фоне апатического благодушия, вялости или эйфории. Отмечая частоту маниакальных состояний при опухолях области III желудочка, Форстер придавал этому симптому локальное значение. Гол ант выделяет дизенцефалёзы, дизенцефалопатические психозы. Шмарьян подчеркивал, что при первично стволовых опухолях маниакальные приступы возникают остро, сопровождаются расстройством сознания онирического типа с речевым и двигательным возбуждением, фантастическими переживаниями, нередко симптомами спутанной мании.